Как всегда, в День города театр “Мимикрия” подарил тюменцам фестиваль “Сны улиц”. На импровизированной площадке около цирка, прямо под дождем, показали свое искусство артисты из Петербурга, Челябинска, итальянского Турина. А накануне хозяева фестиваля представили собственный спектакль “Куклы, упавшие с неба”.
Вообще-то началось все на пару дней раньше – с прогулки по набережной Туры у моста Влюбленных, где актеры “Мимикрии” одарили горожан программками фестиваля, а заодно дали пресс-конференцию журналистам. Поговорить можно было с каждым, но поскольку интервьюировать артиста на ходулях, взирающего на вас с высоты двух человеческих ростов, трудновато, отвечать за всех пришлось руководителю театра Любови Лешуковой. Речь шла сразу о двух больших событиях – о “Снах улиц” и о грандиозном международном смотре любительских театров в Норвегии, с которого только что вернулась “Мимикрия”.
Впечатления о поездке еще так свежи и сильны, что разговор все время уходил от “Снов улиц”, которым на тот момент только предстояло сбыться, к норвежскому фестивалю, состоявшемуся 14-24 июля в северном городе Тромсё. В какой-то момент стало ясно, что не стоит отделять одно от другого, ведь театральный процесс непрерывен, а все фестивали, большие и малые, служат одной цели – расширять кругозор, подталкивать артистов к развитию.
Съезд в Тромсё объединил в себе фестиваль и конгресс Международной ассоциации любительских театров (AITA), российское отделение которой действует в Москве при Союзе театральных деятелей. Это значит, что артисты со всего мира собрались вместе не только себя показать и на других посмотреть, но и поучиться на мастер-классах, обсудить проблемы любительского театрального движения. Такие фестивали-конгрессы проводятся раз в четыре года, всегда на новом месте. Отбор строг – по одному театру от страны, поэтому “Мимикрия” сполна оценила выпавший ей уникальный шанс… Точнее, шанс честно заслуженный, ибо за красивые глаза на театральную “олимпиаду” никого не берут. В ассоциации состоит семь десятков стран, в каждой – тьма-тьмущая любительских трупп, а на конгресс попадают максимум двадцать пять. При этом статус любительского театра говорит не об уровне мастерства, а о форме существования. Отобранные артисты-любители отличаются от профессионалов только тем, что не получают зарплату за работу на сцене. Они чудесно поют, великолепно двигаются, прекрасно играют и безумно любят свое дело. Попасть в эту замечательную компанию – уже достижение, уже победа, подчеркивает Любовь Лешукова. А выделиться из нее, войти в число лучших из лучших тем более приятно.
Призовых мест на фестивале не присуждают. Невозможно сравнивать драмы, комедии, мюзиклы, кукольные, пластические и цирковые постановки. Но легко заметить, кого с особым восторгом принимают зрители, кого хвалят на обсуждениях руководители коллективов, кто слывет фаворитом среди участников. В тройку лидеров вошли аргентинцы из Театра сопереживания со спектаклем “Хлеб насущный”, венгерский Театр Лайоша Солтиса с постановкой “Едоки снов” и наша “Мимикрия” со своим хитом “М/Ж: игра без правил”. В качестве награды тюменцы получили приглашения сразу на три зарубежных фестиваля – в Литве, Финляндии и США. Любовь Лешукова также выделила для себя театр “Кактус”, очень органичную интернациональную команду из Германии, и темпераментных кубинцев из Театра Кассандры. Было бы здорово, мечтает она, зазвать кого-нибудь к нам. Например, аргентинскую пару, по духу и стилистике необыкновенно близкую самой “Мимикрии”.
Норвегия оказалась красивой и удивительной страной. Удивило тюменцев многое: солнце посреди ночи, великолепное оснащение сценических площадок, предельно насыщенная и очень продуманная программа, позволившая поучаствовать во всех мероприятиях, с головой окунуться в неформальное общение да еще и город посмотреть. Яркие впечатления оставили национальные вечера, на которых каждый театр-участник знакомил остальных с культурой своей страны. Тюменцы разучили танго и норвежские народные танцы, отведали китового мяса с Фаройских островов, а сами, сходив на рыбалку, накормили новых друзей ухой из восемнадцати огромных рыбин (селедка и треска). И каждый вечер вместе со всеми стоя пели “Калинку-малинку”, исполняемую местным ансамблем.
Как рада режиссер Любовь Лешукова, что ее артисты прошли школу европейского искусства, испытали свои силы и получили огромный стимул для дальнейшей работы: “Другие берега, другая красота, другой менталитет, потрясающее общение, заряд позитива, кругом улыбки – это очень здорово”. На волне норвежского энтузиазма (нисколько не утратив способности к самокритике) участники “Мимикрии” готовы двигаться дальше, удивлять зрителей интересными постановками и, конечно, удивляться сами.
Для этого и нужны “Сны улиц”, в этом и состоит смысл любительского театра как такового – постоянно что-то узнавать, открывать новые горизонты, новые жанры, пробовать себя в разных амплуа, расти профессионально и человечески. Режиссер знает: нельзя, раз нащупав удачный ход, повторять одно и то же снова и снова – артистам будет не интересно. А если артисту-любителю не интересно, то и театра нет.
В нынешнем году, затевая фестиваль, “Мимикрия” решила обратиться к истокам уличного театра – к куклам и маскам. И придумала “Кукол, упавших с неба” – грустную историю о любви и неволе. Так мать любит дитя, так учитель дорожит учеником, так кукловод, вложивший в куклу частицу себя, держит ее под контролем, не давая расправить крылья. Но и кукла, вроде бы рожденная для неба, не может обойтись без кукловода… Впрочем, прежде чем оживить куклу, надо ее изготовить. За помощью “мимикристы” пришли к главному художнику театра кукол Сергею Перепелкину. Тот подсказал порядок действий. В результате родился образ. Мастера-кукольники наделили его способностью двигаться, помогли с внутренним механизмом, а лицо и руки сделала Мария Лапцевич, художник “Мимикрии”. Куклы получились большие, но очень легкие, воздушные и, конечно, невероятно трогательные.
Так была задана тема, и каждый из участников “Снов улиц” развивал ее на свой лад. В этом году компанию “Мимикрии” составили всего три театра. Зато среди них именитый питерский коллектив “Странствующие куклы господина Пэжо”, лауреат европейских фестивалей, представивший сразу два спектакля – “Миньона” и “Могота”. Первый навеян образом девочки Миньоны из гётевского романа о Вильгельме Мейстере – это интригующая и жутковатая мистерия о жизни человеческой души, о ее страхах, ожиданиях и надеждах. Второй – русская деревен-ская потеха, в которой люди существуют бок о бок с нечистью из народных поверий. Питерцы любят заниматься мифотворчеством, одушевлять куклу и маску, вовлекать зрителей в представление. Верные друзья “Мимикрии” из челябинской труппы “Сто Могу” показали “Игры кукол и людей. Жестокие и не очень”, а итальянский театр “Антидото Ленто” привез шоу “Больше, чем ничего”, состоящее из коротких историй, полных доброго юмора. Вообще-то “Антидото Ленто” – это один Адриан Бандирали, или просто Адриано, замечательный кукольник, который родился в Буэнос-Айросе (вот она, Аргентина в Тюмени!) и, постранствовав по миру, обосновался в Турине.
Уличные артисты, пожалуй, люди особые – они не боятся ни жары, ни дождя, ни непредсказуемой реакции зрителей. Они могут кувыркаться в лужах, перебрасываться подушками с малышами и целовать в щечки тюменских девушек. Любовь Лешукова счастлива, что за шесть лет у “Снов улиц” появилась своя публика. Она ждет фестивальных представлений и идет специально на них. Для самой “Мимикрии” уличное искусство – неотъемлемая часть театрального существования. Но интересы коллектива не ограничиваются улицей, а “игра в куклы” – один из этапов в бесконечном процессе самореализации и развития. “Сейчас мы освоим этот материал, а потом поймем, чего мы еще не попробовали”, – говорит режиссер. Новый сезон театр начнет с показа “М/Ж”, а в октябре обещает выпустить премьеру. И снова всех удивить.