О художнике, мастере-косторезе из Тобольска Минсалиме Тимергазееве наслышаны многие, автор этих строк – не исключение. А побеседовать удалось только относительно недавно. О своём занятии говорит так: «Я режу кость, иногда дерево. Езжу по городам России и за рубеж, рассказываю, чем занимаюсь. Смотрю, чем занимаются другие мастера. Представлял Тюмень на выставках-продажах в Германии, Дании, Голландии, Финляндии, Бельгии…».
По ходу беседы вспоминает весёлую историю. Однажды на выставке-ярмарке во Франкфурте на вывеске над головой мастера вместо имени «Минсалим» организаторы написали крупно, печатными буквами «Миншалом». Забавно. Тимергазеев – человек с юмором, однако поинтересовался у хозяев экспозиции: мол, почему так меня окрестили? Организаторы объяснили: случайность, ошиблись. Но то же самое повторилось и на следующий год, и ещё через год.
И каждый раз к Тимергазееву подходили человек по двадцать-тридцать с характерными пейсами в черных шляпах и что-то нашёптывали на иврите, торговались, приценивались и непременно покупали его работы. «Представляете, какой это был беспроигрышный маркетинговый ход?! – мой собеседник и сегодня не может рассказывать об этом без улыбки. – И ведь поверили, приняли за своего. А своего надо поддержать, приобрести хотя бы одну его работу – пусть у нашего человека будут в кошельке честно заработанные шекели, рубли и доллары…».
Иногда его спрашивают, кто он по этнической принадлежности. Дело в том, что, представляя свои произведения, мастер одевается в разные национальные костюмы. Иногда, сбивая любопытных с толку, пишет на майке: «Сибирь – это много», «Сибиряк сибиряку – брат». На заданный вопрос отвечает: «Я сегодня – татарин». – «А почему сегодня?». Снова интригует: «Потому что завтра уже буду другим». И люди приходят опять, чтобы увидеть, кем этот человек будет на сей раз. А он уже в традиционной одежде манси или ханты. Шутки шутками, но во всём есть свой философский смысл. Минсалим давно сроднился духовно с коренными жителями Югры и считает себя северным художником – его сюжеты и тематика, как ни крути, финно-угорские.
Для справки: Минсалим Тимергазеев родом из Ялуторовска.
Недавно прошёл его юбилей – 60 лет, скромно, незаметно, негромко. «Это хорошо, – считает художник, – потому что не нарушается рабочий ритм жизни. По-прежнему с удовольствием даю мастер-классы, делюсь умением, мастерством – кто хочет, пусть пробует. Людям интересно, как возникает у меня та или иная идея, сам принцип, алгоритм, если хотите. Но об этом рассказать невозможно. Я могу лишь посмотреть, что и как кто-то делает, и попытаться угадать, каков его замысел, над чем трудится душа, трудится ли она в конкретном случае. И лишь затем могу что-то подсказать ему. В целом же моя идея укладывается в одно слово – «любовь». Что ни сотвори, ни назови: стол, стул, карету, солнце, женщину, детей, дорогу… Всё равно ты говоришь: я люблю путешествия, людей или эту ограду, потому что я привык к ней. Что бы мы ни делали, мы делаем это с любовью – в противном случае зачем этим заниматься? Мастер всегда пытается найти смысл: что он хочет сделать. А сам момент некой ускользающей мысли, идеи и есть тайна творчества, элемент спонтанности, ты сам не знаешь, в какое состояние-ощущение впадёшь в следующее мгновение. Это тонкая штука, можно сказать, сакральная.
Всем кажется, что Тимергазеев много раз выставлялся, а на самом деле у него была одна-единственная персональная экспозиция – в январе прошлого года в Тобольске. Да, работ много. А вдохновение приходит от упорства и усидчивости. «Если же работать не хочется, путешествую, – говорит мастер. – Пластичность формы ведь возникает от увиденного. В одних широтах я вижу бездонность голубого неба, а на Севере вдруг удивительно низкое небо обрушивается на меня, буквально надевается мне на голову. Всё меняется постоянно. И всё это признаки жизни. Если их не будет, нам не о чем думать».
Однако более реальным он считает путешествие по страницам книг, чтение хорошей литературы, когда, по его мнению, наша собственная мысль становится более свободной.
А ещё под путешествиями Минсалим подразумевает пытливость ума, пытливость души человека, что и есть импульс творчества, его стимул и катализатор. Само творчество есть попытка прийти к идеалу, совершенству. Главный же импульс – это голод в прямом смысле: хочется есть и ты обязательно будешь что-то делать. Ибо, когда иссякает душевная энергия, ты утоляешь сей духовный голод, отправляясь в путешествие, либо зарабатываешь денежку и идёшь в магазин за хлебом.
…Когда-то, лет сорок назад, у него возникло желание заниматься косторезным ремеслом, позже обзавёлся своей собственной мастерской, появились подмастерья, расширился круг единомышленников. Тобольская косторезная школа сегодня известна на весь мир. И, казалось бы, можно почивать на лаврах… Но он работает каждый день. И помнит своих учителей – Колычева, Метелёва, Кривошеина. Молодым своим коллегам советует: будьте бесстрашными, не тормозите свои идеи и задумки, творите, не бойтесь набить шишки. Надо увидеть, обо что вы споткнулись – может, это окажется полезная вещь. Но обязательно надо сделать шаг, совершить поступок.