«Есть люди, которые являются судьбоносными»

В Тюмени отметили 80-летие Фармана Салманова

28 июля, в день 80-летия со дня рождения первооткрывателя тюменской нефти и газа, заслуженного геолога Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии и премии имени академика И. М. Губкина Фармана Курбан-оглы Салманова, в Сибирском аналитическом центре состоялась встреча коллег, друзей и соратников великого геолога.

Открывал мероприятие заслуженный геолог РФ, доктор геолого-минералогических наук, президент группы компаний «СибНАЦ», генеральный директор Сибирского научно-аналитического центра Анатолий Брехунцов.

Отметив, что юбилей Фармана Курбан-оглы Салманова — одна из знаменательных дат не только для геологической отрасли, но и для страны в целом, благополучие которой во многом зиждется на тех заделах, что когда-то сделала Главтюменьгеология, Брехунцов заметил: «Нам не подвластны события, происходящие и в природе, и в судьбе. Но есть люди, которые являются судьбоносными».

Фарман Салманов из этих людей. Ему удалось переломить сложившуюся тенденцию в организации геологических работ и довести годовые объемы бурения с 700 тысяч метров до 2,5 миллиона метров. Соответствующими были и приросты запасов нефти и газа — миллиарды тонн для нефти и триллионы кубометров для газа.

Анатолий Брехунцов выделил несколько этапов жизни главка: становление под руководством легендарного Юрия Георгиевича Эрвье, «наиболее активная фаза — это эпоха Фармана Курбановича Салманова и бесславная участь, когда система полностью разрушилась. В итоге всё то, что было наработано, ушло».

Уходят и люди. Поэтому появилась задумка с помощью серии книг осветить основные геологические события, начиная с тридцатых, или, может, с сороковых годов.

Первый опыт, где за основу взят 1973 год, уже есть. «И когда видишь, что тогда приращивалось по одному миллиарду тонн нефти и 1,7 триллиона кубометров газа, и что сегодня приращивается — по сто миллионов тонн, — понимаешь масштаб проделанной работы».

О масштабах работы рассказывали два документально-художественных фильма «Сибириада» и «Стратегия риска». История начиналась с 1947 года, когда Совет министров принял постановление о программе поисково-разведочных работ на нефть и газ в восточных районах страны. Год спустя появились Центральная западно-сибирская нефтеразведочная и Тюменская геологоразведочная экспедиции. А Уральский геофизический трест создал Тюменскую геофизическую экспедицию.

К 1950 году ученым-геологом Николаем Никитовичем Ростовцевым был разработан генеральный план геологических работ на территории Западно-Сибирской низменности. В основе его плана лежала теория академика Ивана Михайловича Губкина, сформулированная в 1932 году. Это положило начало целенаправленным геологическим работам в Тюменской области.

В основном в южных районах Западной Сибири было пробурено 50 глубоких и около 100 колонковых скважин, они давали только пластовую воду. Но скважина, которую начали бурить в октябре 1952 года на окраине поселка Березово, дала мощный газовый фонтан. Техника пошла на Север, стали создаваться новые бригады, экспедиции и тресты.

В 1954 году министр нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков предписал резко увеличить объемы геолого-поисковых геофизических работ в Западной Сибири. В 1957 году правительство приняло решение о создании в Новосибирске института Министерства геологии СНИИГИМС. Работы по исследованию геологии нефти возглавил Николай Ростовцев.

В 1958 году в организации геологоразведочных работ наметились существенные перемены. Происходила перегруппировка сил и возможностей. В соответствии с приказом Главгеологии РСФСР создается крупнейшее в стране Тюменское территориальное геологическое управление, которое возглавил Юрий Эрвье. В управление вошли около четырех десятков экспедиций и партий нефтеразведки. В 1959 году в районе Шаима и Березово сосредоточилось 80 процентов объема бурения Тюменского геологического управления.

В связи с необходимостью научного обоснования геологоразведочных работ принимается решение по открытию в Тюмени филиала СНИИГИМСа, первым директором его был назначен Геннадий Богомяков. (Впоследствии семнадцать лет он руководил областью). В Тюмень вслед за Николаем Ростовцевым приезжает целое созвездие молодых ученых Новосибирска и Красноярска. Им удалось создать тюменскую геологическую школу.

Один из создателей тюменской школы, член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук, Почетный гражданин Тюмени, заместитель генерального директора ОАО «СибНАЦ» Иван Нестеров, вспоминая о Фармане Курбан-оглы Салманове, отмечал, что «этот человек был способен на поступок, у него была воля».

В биографию начальника геологической партии Фармана Салманова Тюменская область вошла в сентябре 1957 года, когда он на свой страх и риск прибыл в Сургут с десантом из Кемеровской области. Известны его слова: «Здесь мы ничего не найдем. А там найдем!». Погрузил на баржи оборудование, уговорил поехать двадцать семь семей. Это был настоящий поступок, поскольку подобного рода самоуправство могло закончиться весьма печально.

Вопреки опасениям, всё разрешилось благополучно. А 21 марта 1961 года ударил мощный нефтяной фонтан на берегу таежной реки Меги.

Фарман Салманов и дальше разрушал всякого рода барьеры, если они были вредны для дела. Первооткрыватель и участник открытий более 150 месторождений нефти и газа в Тюмень, куда его перевели сначала на должность заместителя начальника Главтюменьгеологии, а потом начальником главка, привез «уникальную коллекцию» из 66 выговоров.

Так что «золотой век геологии», который связывают с Салмановым, отмечен не только потоком открытий и наград. Ушел из жизни великий геолог отнюдь не из-за выговоров, а от невостребованности. Он похоронен на Ваганьковском кладбище вместе с другими великими сынами России.


3222