Струна, пронзившая сердца

Что такое Грушинский фестиваль? Для бывалых туристов и любителей авторской песни это особый настрой души. Струна, навсегда пронзившая их сердца. Нам с сыном в июле в числе других новичков из Тюмени посчастливилось понять это.

Организаторы поездки Сергей Ломакин, Марина Дмитриева и Марина Солотова постарались передать тем, кто впервые приехал в «мекку бардов» – на Федоровские луга, атмосферу праздника, радости от общения с единомышленниками. И это у них получилось! Не могло не получиться, поскольку двое первых – лауреаты прошлых лет, известные тюменские барды, а Марина Солотова, создалось такое впечатление, знает все песни мастодонтов российской бардсцены наизусть, замечательно поет да еще и на гитаре играет.

Тюменский «пятачок» на фестивальной территории был хоть и небольшой, но «вместительный». По крайней мере, насчитав около 60 человек «наших», я сбилась – ребятишки, как воробьи, облепили палатки, когда мы ставили последние «на крыло». И одно из сильных поющих звеньев, уверяю вас, тоже оказалось сибирским.

Где только не показали себя земляки! И в конкурсах, и в викторине, и в матче, и на прослушивании. Да и стол наш гости посчитали одним из самых хлебосольных: с утра до позднего вечера не зарастала сюда «народная тропа».

Под сенью могучих дубов, в дыму негаснущих костров нам не сиделось на месте. Побывали и в «Чайхане», и у «Пилигримов». Слегка обалдевшие от фестивальной мозаики, слушали, как в «Городе мастеров» на наковальне что-то музыкальное отстукивает кузнец. Казалось, голос его молота сливается с голосом гусляра с соседней поляны. К ним присоединились ритмы из шатра кришнаитов. Возгласы «Харе Кришна, Кришна Харе!» «пересыпались» дробью барабана и бисером бубнов. Но неизменной оставалась авторская песня, у «подножия» которой и звучал сей многоголосый «оркестр».

– Мама, тут даже лягушки поют, – заметил мой отпрыск, когда мы проходили по мосткам к «гитаре на воде».

Я не поверила.

– А ты послушай…

Я навострила ухо. Вечерело. Верхушка горы будто плавала в мареве сиреневых облаков. И вдруг раздалось:

– Сыр, сы-ы-р…

Лягухи выводили это слово четко, с каким-то французским прононсом.

– Надо их научить «р» выговаривать,– пошутил сынишка и стал наигрывать на шестиструнной мелодию.

Лягушенции подхватили:

– Сы-ы-ы-р!!!

Наверное, это был наилучший хор в нашей жизни.

Мы посмотрели на Гору. Тысячи огоньков-фонариков зажглись на ней. Эти светляки колыхались, и появилось ощущение: Гора ожила. Волнение от участия в конкурсе, победа нескольких (!) тюменцев, в том числе сына, во втором туре, выход в третий, взятие «высоты» тюменской группой «Бархат» на XXXVIII Всероссийском фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, гала-концерт «звезд» – ничто по сравнению с ощущением сопричастности к этой могучей, овеянной романтическим ореолом, Горе.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – эти слова из популярной песни Олега Митяева надо почувствовать кожей. Они – наш пульс в эти дни. Я взбираюсь на самую высокую точку Горы, смотрю на оставшийся далеко-далеко внизу поющий муравейник и повторяю, как заклинание: «Мы обязательно сюда вернемся».


3213