Православные христиане 1 августа отмечают молитвенно день обретения в 1903-м году мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В России почитание его так же велико по значимости, как и преподобного Сергия Радонежского.
Будущий саровский подвижник (Прохор Исидорович Мошнин) родился в 1759 году в Курске, в купеческой семье. Детство Прохора ознаменовалось двумя событиями, которые предопределили его путь, всю дальнейшую жизнь духовных подвигов на утверждение веры Христовой.
Мальчик, забравшись с матерью на колокольню, начатую еще его покойным отцом, но недостроенную, упал с самого верха и остался невредим.
В десятилетнем возрасте он тяжело заболел, был на грани смерти. В тот день, когда свершилось над Прохором второе чудотворное заступничество Богородицы, был праздничным. В честь иконы Божией Матери Курской Коренной шел крестный ход. Из-за грязи, идущие с образом и хоругвями священники и паства, вынуждены были свернуть с дороги и пройти через двор, где жила семья Мошниных. Мать Прохора попросила священнослужителей помолиться о больном ее сыне и приложила мальчика к чудотворной иконе.
С этого времени ребенок пошел на поправку и выздоровел.
В двадцать четыре года по благословению одного из старцев Киево-Печерской лавры Прохор поступил в Саровскую пустынь (на территории нынешней Нижегородской области). Через восемь лет здесь он принял монашеский постриг с именем Серафим. Для отражения натиска дьявола Серафим взял на себя подвиг молчания, уединения и столпничества: каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками. Днем он молился в келье, также на небольшом камне, сходя с него только для отдыха и подкрепления тела скудной пищей.
Наше обычное человеческое разумение не может понять и оценить до конца духовный подвиг преподобного Серафима. Но если бы не было святых людей среди нас, грешных, где бы мы находили утешение и спасение? Устояла бы без их подвигов земля Российская?
Из описания жизни святого Серафима узнаем, что преподобный иногда настолько погружался во внутреннюю молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его пустынники – схимонах Марк Мольчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись.
Рядом с лесной кельей у Серафима был огород, который он удобрял собранным на болоте мхом. Нещадно жалили его комары. Но и это страдание терпел, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью или произвольными, или посылаемыми промыслом».
Слава о старце-подвижнике распространилась далеко за пределы губернии. К нему все чаще стали приходить монахи из других монастырей и миряне за советом и благословением.
Однако паломники нарушали уединение преподобного. Испросив благословения у настоятеля монастыря, Серафим закрыл к себе дорогу женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве, и дикие звери посещали его. Как и у Сергия Радонежского, был у Серафима Саровского в лесу друг – огромный бурый медведь, которого он кормил с рук, когда братия приносили из монастыря ему хлеб.
Двенадцать лет пробыл в уединении преподобный. В 1810 г. он вернулся в обитель, а в 1825 г., по откровению Матери Божией, стал принимать у себя людей, наставляя, утешая и исцеляя их.
Любовь и радость, исходившие от него, прозорливость и душевная чистота и теплота помогали Серафиму исцелять души множества страждущих, посещавших его.
Не раз он сподобился видеть Царицу Небесную с сонмом служащих Ей Ангелов и святых.
Преподобный мирно отошел в вечность 15 января 1833 г. в возрасте 74 лет.
В 1903 г., в день рождения Серафима Саровского, с великим торжеством в присутствии царской семьи и при большом стечении народа совершилось отрытие его нетленных мощей.
После революции Саровская и Дивеевская обители были закрыты, а мощи прп. Серафима исчезли. Они были найдены в Петербурге в январе 1991 года и переданы Патриарху Алексию II. В феврале того же года их торжественно перенесли в Москву, в Благовещенский кафедральный собор в Кремле. А 23 июля крестным ходом святые мощи были препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту подвижнической деятельности великого старца.