В Государстве Российском сегодня большой христианский праздник – День Крещения Руси. На литургии в церквях прозвучит величание равноапостольному великому князю Владимиру, во святом крещении Василию, получившему от народа прозвание Владимир Красное Солнышко.
А народ наш, прямой и меткий на словцо, не каждому присваивает такие титулы. Трудами и подвигами на укрепление страны, благополучие, мирное житие подданных, подвижничеством в утверждении веры единственно правильной (правой, православной) великий князь заслужил такое уважение.
Крещению киевлян в 998 году, а затем и всех русичей предшествовали ростки веры Христовой, взращенные проповедью святых. Способствовали тому и политические обстоятельства.
Ещё в I веке апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия пришел в Скифию, то есть в страну, из которой впоследствии образовалась Россия. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера Христова. Святой Андрей прошел землю Русскую от юга до севера (просвещал скифов в Новгороде и на острове Валаам). В древнейшей рукописи «Оповедь», хранящейся в библиотеке Валаамского монастыря, записано об этом событии: «…и Ладогу остави, в ладью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его (Андрея) Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники (т.е. заместители правителей-князей) доезжали до Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».
В 867 году первыми из русских князей крестились киевские князья Аскольд и Дир. Спустя сто лет после них мудрая княгиня Ольга приняла святое крещение с именем Елена от патриарха Константинопольского во время ее дипломатической поездки в 957 г. в Византию.
Святая равноапостольная Ольга пыталась сына своего Святослава обратить в истинную веру, но он, будучи по природе своей суровым воином, не согласился. Богу было угодно, чтобы православие воссияло на Руси чрез внука Ольги князя Владимира.
По завещанию отца Святослава три сына его имели свои наделы русских земель. Олег правил в Овруче, Ярополк, давший большую волю христианам, – в Киеве, восемнадцатилетний Владимир с 978-го года стал княжить в Новгороде. Молодой князь Владимир был ревностным язычником. При нем были принесены в жертву идолам два христианина, Федор и Иоанн (отец и сын), которые таким образом стали первыми мучениками на Руси.
Годы понадобились Владимиру, чтобы к нему пришло осознание пустоты язычества, бессмысленности поклонения солнцу и грому, деревянным истуканам и безумства человеческих жертвоприношений.
К тому времени он, отвоевавший у брата киевские земли, стал искать другую веру.
Владимир направил по странам своих бояр, чтобы разузнали о религиях. Побывали послы, как сообщает «Повесть временных лет», у болгар, немцев, греков. И поведали князю, что их особенно поразило, так это великолепие греческих храмов, богослужение с многоголосым песнопением. «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».
Однако гордыня языческого князя оказалась сильнее его намерения принять христианство от греков по воле своей. Он считал это унизительным для правителя. Видимо, потому через год выступает войною против греков и за-хватывает важный портовый город Корсунь (Херсонес) в Крыму и требует от соправителей греческих выдать за него их сестру Анну. Те ответили, что не могут отдать её за язычника. Выставили условие, чтобы Владимир крестился. Он соглашается. Крестившись в Херсонесе, князь решил и всю Русскую землю привести ко Христу. Первыми были окрещены двенадцать его сыновей и многие бояре. Затем Владимир повелел всем жителям в назначенный день прийти на реку Днепр. Из уважения к нему и из страха быть наказанным пришли все. В присутствии князя духовенством было совершено таинство крещения.
«…И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение» (из «Повести временных лет»).
С принятием святого крещения во имя Господа нашего Иисуса Христа князь переменился. Из грубого и жестокого язычника он стал благочестивым и милосердным христианином. И повелел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Для больных и нищих отправлялись в села обозы, груженные хлебом, мясом, овощами, рыбой, квасом, мёдом. Как к солнцу тянулся к своему правителю народ и вместе с ним шёл к Богу.
Князь определил из казны жаловать на содержание церквей десятину и заповедовал, чтобы при храмах содержались калеки, нищие, странники, устраивались богадельни, больницы.
Владимир положил начало еще одному великому делу милосердия. В походах и войнах бояре и сильные воины обычно забирали пленных в рабство, потом перепродавали их за деньги. Православный Владимир повелел не допускать этого, сам иногда выкупал пленных и отпускал их на волю.
Из Киева христианская вера православная, при помощи Божией, скоро распространилась и утвердилась по всей русской земле. С нею воспрял духом народ, пришло просвещение: учреждались школы, развивались всякого рода искусства, созидалась русская национальная культура.
На утрене сегодня верующие прихожане вместе со священнослужителями произносят слова: «Величаем тя, святой равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправши и всю Российскую землю Святым Крещением просвятившего»…