Мигранты. Ежедневно, ежечасно они пересекают границы тех государств, где, по их представлению, жизнь окажется лучшей, удача – гарантированной, законодательство – подходящим.
Да и принимающая сторона, кажется, делает всё возможное, чтобы процесс был приведён в цивилизованное русло, чтобы в нашу страну въезжали только те, кто имеет добрые намерения, находится в ладах с законом, а самим фактом своего пребывания и деятельности в России не только не причинит вреда нашему обществу, а, наоборот, – принесёт пользу. Навести у себя порядок в этой сфере и одновременно избавиться от «статуса» проходного двора – штука сложная. При том, что надо заставить себя уважать в «остальном» мире, соблюдая все требования международного права.
Тюменская область в этом смысле – не исключение. Территория вполне благополучная. И понятно, что к нам в поисках лучшей доли направлены стопы выходцев из ближнего и дальнего зарубежья. Только всегда ли прибывающий и оседающий здесь контингент так уж необходим? Не создают ли гости дополнительных, подчас непредвиденных проблем, которые приходится решать нам? Конечно, соответствующие нормы и требования заложены в законодательстве. Есть госструктуры, призванные обеспечивать их выполнение. Чего, как говорится, огород городить?
Однако на самой теме иные не прочь зарабатывать сомнительные (в том числе и политические) дивиденды, подводить некую научную базу или же, если по-простому, наводить тень на плетень. Демагоги не перестают морочить нам головы из пальца высосанными «проблемами» социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в приграничных зонах Российской Федерации. Тюменский регион, кстати, и есть приграничье, но почему именно здесь должны оседать непрошеные гости, а не катить куда подальше – например, осваивать безлюдные местности в более высоких широтах? В том-то и дело, что их притягивают именно благоустроенность, развитость инфраструктуры, вполне приемлемая климатическая составляющая… Но, извините, не вы строили и не для вас всё это обустраивали – самим надо. А о высокообразованных, культурных, законопослушных и добропорядочных мигрантах, к тому же имеющих хорошую специальность, остается только рассуждать.
Так называемые «правозащитники» говорят о формах консолидации иноземцев в чуждой для них среде, о способах преодоления языковых и психологических моментов в процессе их адаптации в новой обстановке, об их правовых проблемах, даже о роли СМИ в формировании в сознании граждан социального портрета мигранта и, конечно, о поликультурном образовании в приграничном регионе – как о непременных условиях формирования толерантности. Вообще-то, говорить о дополнительной терпимости и без того терпеливого нашего народа, думаю, это уже слишком. Здесь всё, как говорится, с ног на голову. Вместо того чтобы в первую очередь решать насущные проблемы жизни своих граждан, а не вновь прибывших, принимающая сторона почему-то должна озаботиться чужими проблемами. А что касается толерантности, то не мы, а они должны быть терпимы к местным нормам и правилам, то бишь к устоявшимся обычаям, образу жизни, менталитету – более того, уважать их априори.
Изначальный пиетет к «новообращаемым», похоже, чисто российский феномен. Ибо зарубежный положительный опыт говорит об «их» более здравом подходе. Это при том, что вся Европа уже задыхается от нашествия выходцев из третьих стран. Известно также, что стать гражданином тех же Австрии или Швейцарии, скажем, приехавшему из нашей страны почти невозможно – из-за строгости тамошних миграционных норм и правил, а также по причине того, что этим процветающим европейским государствам не нужны лишние рты и люди с иным менталитетом. Ты для них просто чужой. Отсюда и всякого рода ограничения. Если же вы захотите попытать счастья на просторах США или Канады, вас тоже подвергнут самой что ни на есть тщательной, подчас унизительной, проверке. Причем зададут такие вопросы, от которых в лучшем случае вам станет не по себе. С вас потребуют знать государственный язык, иметь соответствующий уровень образования, обладать приличной профессией, безупречной биографией… В общем, всё то, что могло бы пойти на пользу (а не во вред) принимающей стороне. Оно и понятно: зачем им лишняя головная боль. Если же вы каким-то чудом получаете хотя бы вид на жительство, это не значит, что вам позволят «снимать угол» в каком-нибудь Торонто или Майами. Вам предложат «осваивать» их глубинку – местность, где не хватает собственных рабочих рук, а иначе зачем вы там, «такие хорошие», нужны?
…Трогательное внимание к проблемам мигрантов – вопрос, конечно, интересный. Тем более что некоторые средства массовой информации, словно по чьей-то команде, нет-нет, да и начинают муссировать такой аспект: России, мол, не обойтись без иностранной рабочей силы, а потому, мол, надо думать о том, каким калачом заманить к нам этих самых гастарбайтеров. Такое впечатление, будто с собственной безработицей мы покончили, что у каждого россиянина есть крыша над головой и хорошая зар-плата… Будто нет у нас собственных гуманитарных проблем – давайте решать чужие…