Об автошколах, водителях-недоучках и интерактивных программах
В нынешнем году произошло существенное изменение правил лицензирования образовательной деятельности. Суть в том, что открыть новое учебное заведение стало гораздо проще. Для одних это повод радоваться и хлопать в ладоши. Для других – беспокоиться и даже бить тревогу.
Среди последних – генеральный директор тюменского учебно-производственного комбината “Автомобилист”, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Алексей Шукшин. Он считает, что новые правила приведут к появлению массы автошкол-однодневок, а значит, к общему снижению качества подготовки водителей, другим серьёзным отрицательным последствиям в сфере “автомобильного” образования. Впрочем, всё по порядку.
– Алексей Андреевич, в чём, так сказать, коренное отличие новых правил от прежних?
– Основных моментов два. Во-первых, лицензия теперь выдаётся бессрочная, а не на пять лет, как раньше. Во-вторых, лицензирование до предела упростилось. Больше всего беспокоит именно упрощение. И без того в сфере подготовки и переподготовки водительских кадров существует проблема учебных заведений, которые не способны обеспечить высокие стандарты обучения. Теперь же их будет становиться всё больше и больше, процесс, без сомнения, ускорится.
– Почему вы так уверены?
– Посудите сами. Сегодня, открывая новую автошколу, практически не нужно доказывать, есть ли у тебя соответствующая учебно-материальная база. Достаточно подать заявление – и всё. Это не может не тревожить. Появляется возможность фактически бесконтрольно организовать некий примитивный учебный процесс, не дающий нормальных знаний и навыков. И штамповать водителей-недоучек, которые и создают большинство аварийных ситуаций на дорогах.
– Бесконтрольный процесс обучения – разве такое возможно?
– Ситуация такая. После открытия новой автошколы её могут проверить, но не раньше, чем через год. За 12 месяцев можно многое успеть наворочать: “отоварить” водительскими корочками несколько десятков человек. А через год просто с этого рынка уйти, сорвал куш – до свиданья. А можно и не уходить: закрыл школу – тут же открыл другую, под новым названием.
– Вы уже сейчас наблюдаете этот процесс “размножения” автошкол?
– Да, он виден невооружённым глазом.
– По прежним правилам из-за чего могли не разрешить открыть новую автошколу?
– Раньше было так. Приходили представители ГИБДД, санэпидстанции, МЧС, департамента образования и смотрели, всё ли у тебя есть для открытия автошколы: учебные пособия, помещения для занятий, тренажёры, автодром или договор аренды чужого автодрома... Сейчас проще: департамент образования делает запрос в Роспотребнадзор и МЧС на предмет соответствия помещений автошколы санитарным и противопожарным нормам, и всё.
– Если я правильно понимаю, сейчас можно открыть автошколу, не имея даже учебных пособий?!
– Практически да. Очень надеюсь, что ситуацию поправят. А пока – несколько таких школ в этом году открылись и благополучно действуют. Так сказать, учат, вот уж точно по классику – “чему-нибудь и как-нибудь”. Там всё, как правило, построено на аренде. Начиная с помещения и кончая транспортным средством. Преподаватели и мастера вождения у них тоже зачастую “арендованные”, то есть не состоят в штате и получают зарплату в конверте. Экономят не только на этом. По программе положено 50 часов вождения, а выдают, допустим, 20, 30, то есть меньше.
– Почему же такие школы без особых проблем находят клиентов?
– Всё дело в демпинговых ценах и сроках. Дают рекламу: у нас вы научитесь водить автомобиль быстрее и дешевле. Из соображений экономии люди идут и будут идти в эти школы. Цена там за курс обучения действительно невысокая. Например, на категорию В опускается до 12 тысяч рублей (конкретно – в Тобольске). Нереально за такие деньги дать нормальную подготовку. По сути дела, в таких, с позволения сказать, учебных заведениях происходит просто продажа свидетельств об окончании курсов.
– Интересно, как выпускники таких автошкол сдают экзамены в ГИБДД?
– Процент сдачи там очень невысокий. Многие пересдают по нескольку раз... Полученные в такой школе знания неглубокие, поверхностные, поэтому после сдачи экзамена они, как правило, быстро улетучиваются. По сути дела, это не обучение, а натаскивание.
– Но это же полный абсурд! Причём опасный для общества. С одной стороны, недобросовестные предприниматели на ниве образования обманным путём набивают карманы. С другой стороны, их недоучившиеся “выпускники” садятся за руль автомобиля и, грубо говоря, давят прохожих.
– Абсолютно верно. Вот это самая главная проблема. Зависимость прямая – чем больше школ, тем ниже качество подготовки. Хотя много говорится о необходимости конкуренции. Кто спорит? Конкуренция нужна, но добросовестная. В её основе должно быть неукоснительное выполнение всех правил и нормативов подготовки и переподготовки водителей. На деле же выходит так, что те учебные заведения, которые не нарушают законов и при этом дают слушателям качественную подготовку, на сто процентов соответствующую программным требованиям, оказываются в заведомо неравных условиях по сравнению с халтурщиками. Ведь далеко не каждый человек, желающий научиться водить машину, понимает, что “дешёвая” автошкола не даст ему нормальных, прочных знаний и навыков вождения, и клюёт на посулы обманчивой рекламы. Потому-то наши недобросовестные конкуренты и не испытывают особых трудностей при наборе “курсантов”.
– А ваш комбинат такие трудности испытывает?
– Что касается набора слушателей, то классы у нас не пустуют. Несмотря на то что стоимость обучения выше, чем в школах с “облегчённой” программой подготовки.
На самом деле наша цена невысокая. Она обусловлена необходимыми затратами на организацию полноценного учебного процесса по подготовке водителей. Подчёркиваю – полноценного, ни на йоту не урезанного. Стоимость обучения по идее должна бы быть ещё выше. К сожалению, мы не можем повышать зарплату мастерам, преподавателям. Особенно тяжела и ответственна работа мастера по обучению вождению. Он должен хорошо, не хуже преподавателя, знать правила дорожного движения. Его рабочее место – автомобиль, транспортное средство повышенной опасности, рядом с неумелым начинающим водителем. Надо всё время быть начеку. Плюс мастер должен быть хорошим педагогом... Это постоянный стресс, огромнейшая ответственность – и скромная зарплата...
– УПК “Автомобилист” ведёт подготовку водителей всех категорий?
– Абсолютно всех. Естественно, самая сложная, трудоёмкая и затратная – это подготовка водителей категории С и D. Затраты связаны в основном с вождением. Сюда входит стоимость транспортного средства, его обслуживания, ремонта, топлива... Понятно, что обслуживать автобус или тяжёлый грузовик далеко не то же самое, что обслуживать легковой автомобиль. Отсюда и стоимость подготовки-переподготовки этих категорий значительно выше. Но мы не можем установить справедливую соответствующим затратам цену и именно здесь несём, пожалуй, самые большие потери.
– Из-за недобросовестных конкурентов?
– Частично из-за этого. Но, пожалуй, главная причина в том, что в нашем государстве не разработано достаточно чётких стандартов обучения в автошколах. К стандартам должна быть “привязана” и стоимость подготовки водителя. Необходимо установить нижний предел стоимости подготовки водительского состава по каждой категории, исходя из себестоимости и затрат на подготовку. Когда подготовка на категорию В стоит 10-12 тысяч, это просто абсурд. Кстати, я могу привести массу примеров, когда к нам в комбинат приходят выпускники некоторых автошкол и просят дать им часы вождения на грузовой машине или автобусе, на легковом автомобиле! А ведь у них на руках документ – водительское удостоверение.
– По-моему, не придумать иллюстрацию ярче: вот кого выпускают в халтурных автошколах. Похоже, там учат вождению “вприглядку”...
– Видимо, так. Ситуацию можно было бы назвать анекдотичной, если бы она не была на самом деле крайне серьёзной. Расплывчатость, отсутствие чётких стандартов, о чём мы с вами только что говорили, как раз и даёт возможность недобросовестным, нечестным на руку людям организовывать поверхностное обучение. Но этот громадный минус парадоксальным образом превращается у них в плюс! Потому что они демпингуют и тем самым создают массу дополнительных трудностей для серьёзных учебных заведений.
– Как ваше, например.
– Да, в том числе. И это не хвастовство, а лишь констатация факта: в нашем комбинате созданы все условия для полноценного обучения. Это и оснащённые всем необходимым классы, и современный автодром, и контроль технического состояния транспортных средств... Особенно тщательно организовано учебное вождение. Тренажёрная подготовка, автодромная, вождение в городских условиях, в том числе в условиях интенсивного движения. Наконец, у нас прекрасный, квалифицированный, сплочённый коллектив мастеров и преподавателей.
– Раз уж зашёл об этом разговор, расскажите, какие последние новшества в плане организации учебного процесса, его оснащённости появились на комбинате?
– Поскольку мы исходим из того, что лучшее – враг хорошего, то постоянно, из года в год совершенствуем образовательный процесс, производим модернизацию оборудования, приобретаем новые технические средства, программное обеспечение и т.д. К примеру, закупили в Новосибирске так называемую “интерактивную автошколу” – продукт, в котором заложен практически весь материал по программе подготовки водителей категории В. Здесь действительно всё – от основ управления автомобилем и правил дорожного движения до оказания первой помощи пострадавшим.
– А в чём “интерактивность” программы?
– Представьте: нужно проанализировать какую-то сложную дорожную ситуацию. Преподаватель без проблем моделирует её на демонстрационной доске. На ней появляются дороги, перекрёстки, светофоры, разметка, автомобили, пешеходы... Транспортные средства и пешеходы движутся! Учащиеся наблюдают ситуацию в динамике: например, как произошла авария в результате нарушения, допущенного одним из участников дорожного движения. У нас уже несколько комплектов “интерактивной автошколы”, но преподаватели говорят: она нужна в каждом классе. И это будет в каждом классе! Кстати сказать, этой программы в Тюмени больше ни у кого нет.
– Какие ещё новшества появились в последнее время?
– Приобрели три современных тренажёра, с коробкой-автоматом, оборудовали тренажёрный класс в отдельном помещении. Приобрели манекены в класс оказания первой медицинской помощи – кстати говоря, они есть далеко не во всех автошколах. Перечислять можно долго: аппаратно-программный комплекс с обучающими программами и экзаменационной программой по правилам дорожного движения, мультимедийные проекторы в каждый класс...
Комбинат расширяет сферы деятельности. Начали подготовку водителей мотоциклов, для чего прикупили несколько “байков”, в том числе японскую «хонду». Получили лицензию на подготовку преподавателей и мастеров обучения вождению, автослесарей и автоэлектриков.
Одним словом, на месте не стоим. Отсюда и неплохие результаты. Скажем, наши выпускники очень неплохо сдают экзамены в ГИБДД. Вот почему, несмотря на то что стоимость обучения в УПК “Автомобилист” выше, чем в большинстве тюменских автошкол, люди идут к нам. Они всё больше понимают, что выгодно получать качественное “водительское” образование.
– Успехи достаются коллективу сверхнапряжением сил, не обходится без потерь, абсолютно ненужных и неоправданных. Отсюда вопрос: что, по-вашему, надо делать, чтобы процесс подготовки и переподготовки водителей в учебных заведениях проходил в спокойном, нормальном русле?
– В воздухе давно витала идея: школы, стоящие на принципиальных позициях неукоснительного соблюдения программ и правил подготовки водителей, должны объединиться. Чтобы противостоять тем своим “коллегам”, которые попали в эту сферу деятельности случайно, с одной лишь целью – поживиться. И такое объединение уже создаётся. Скажу откровенно: это вторая попытка. Первая оказалась не совсем удачной: в ассоциацию вступило всего семь учебных заведений, она не смогла ничем себя проявить и практически распалась. Ну, а в теперешнем Союзе автомобильных школ Тюменской области уже 15 автошкол и комбинатов – и это только из Тюмени! Когда к Союзу примкнут автошколы из сельских районов и городов области (активная работа в этом направлении ведётся), он станет, не сомневаюсь, достаточно авторитетной организацией, которая сможет существенно влиять на общую ситуацию на рынке образовательных услуг в его автомобильном секторе.
Но вряд ли ситуация изменится коренным образом, если руку помощи честным игрокам на рынке образовательных услуг в сфере подготовки водительских кадров не протянет государство.