В рамках летнего оперного фестиваля на сцене Тюменской филармонии прошел спектакль «Севильский цирюльник». Оперный шедевр Россини известен практически всем, ария Фигаро входит в число самых раскрученных классических шлягеров, каждый уважающий себя театр имеет в своем репертуаре эту постановку. Кажется, уже трудно сделать что-то оригинальное, сохраняя сюжет и музыкальные номера. И все же в Московском театре Новая Опера имени Колобова решили пойти на эксперимент.
Приглашенные из Англии режиссер Элайджа Мошински и художница Энн Тилби создали свой мир, куда поселили персонажей оперы, оставив неизменным сюжет. Опера идет на языке оригинала – итальянском, но благодаря своей известности зрителям не составляет труда понять, о чем она. К тому же в фойе продавали красочные буклеты, где были фотографии со спектакля и краткое содержание первого и второго действия. «Севильский цирюльник» – это как раз та опера, с которой можно начинать знакомство с этим искусством. Музыка Россини легкая, изящная, заставляющая забыть обо всех проблемах, недаром ее сравнивают с дорогим шампанским. Она точно ложится на хитроумное сплетение либретто. Яркие персонажи, любовная интрига, все это делает просмотр спектакля настоящим удовольствием.
Конечно, знатоки жанра, привыкшие к классическим постановкам, поначалу недоумевали. Никакой Севильи XVIII века на сцене нет. Авторы перенесли действие в начало века XX, возможно, в Америку. Но точных географических привязок не дали. Впрочем, здесь должно разыграться воображение, дорисовывающее всю картинку. Жанр комедии в последнее время один из самых рискованных на сценическом пространстве. Очень просто пойти легким путем, используя шаблоны и шутки ниже пояса. Однако здесь соблюдены все границы, вкус режиссеру не изменил, и спектакль не скатился до пошлости. Естественно, в опере главное – вокал, но солисты продемонстрировали и неплохие актерские способности, сделав своих героев более живыми, раскрепостив их.
Одной из любопытных находок стало первое появление Розины. Понятно, что она должна выйти на балкон, но его на сцене не наблюдалось. Каково же было удивление зрителей, услышавших голос Розины из ложи. Она не похожа на первичный образ милой плутовки – модная стрижка до плеч, брюки, а уж когда актриса берет мундштук и вставляет туда сигарету, то и вовсе смотрится не невинной барышней, а роковой женщиной. Несмотря на то, что арии не претерпели изменения, чувствуется, что у Розины XX века сильный характер и она готова бороться за свою любовь. Актриса Галина Ковалева обладает потрясающим колоратурным сопрано, идеально подходящим для партии Розины, каждый раз после ее вокальных номеров зал взрывался аплодисментами. А она не переставала удивлять публику. То появится в легком блестящем плаще, то с пилочкой для ногтей, занимаясь маникюром, словно так и должно быть. И в какой-то момент начинаешь привыкать к такой интерпретации.
Хотя Севильи нет на сцене, Фигаро остается цирюльником и с удовольствием демонстрирует свои способности и ловкость, одновременно брея трех клиентов во время исполнения своей знаменитой арии. Одет он как настоящий франт, в руках часто появляется сигара, на его фоне теряется даже граф, которому он и должен помочь заполучить невесту. В изначальном варианте «Севильского цирюльника» семь персонажей. Но здесь авторы буквально заполонили сцену, и спектакль выглядит очень масштабным. Тут и пестрая толпа горожан, и уличные музыканты, и даже велосипедист. В приемной доктора ожидают разномастные пациенты, а за порядком следит целый отряд полиции. И все они создают картину бурной жизни города, где кипят любовные страсти, а обыденные дела идут своим ходом.
Режиссер решил взять за основу эстетику немых фильмов, от этого иногда герои выглядят чересчур пафосно, много жестикулируют. Но, как ни странно, все отлично ложится на музыку Россини. Это еще раз доказывает, что и опера – живое искусство, иногда трансформирующееся. Главное, вовремя остановиться, дабы не уйти в эксцентрику и не нарушить музыкальную канву. Авторы спектакля сумели найти золотую середину.