Спереди – рать и сзади – рать...

Фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле» под Тобольском собрал тысячи участников и зрителей

В туристском комплексе «Абалак» под Тобольском, известном своей самобытной красотой и построенном в традициях сибирского деревянного зодчества, состоялся традиционный (третий по счёту) фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле», в программе которого прошли показательные выступления клубов, ярмарка раннего средневековья, турниры воинов «пехотный шкаф», «битва на мосту», «стенка на стенку», стрельба лучников на меткость, на скорость…

Мужчина – воин по определению

Чтобы насладиться захватывающими турнирами воинов, соревнованиями лучников, так называемыми «бугуртами», сюда приехало более шести тысяч туристов и экскурсантов из городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, что демонстрирует потребность большого количества людей непосредственно прикоснуться к истории, к своим корням. А самой яркой страницей нынешних исторических баталий стали парные поединки и боевые коллективные столкновения. По сути дела, за главный приз (меч) борьба развернулась между клубами исторической реконструкции Санкт-Петербурга, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Ишима, Заводоуковска, Тобольска... Оба фестивальных дня работали ремесленная слободка и всевозможные ярмарки, торговавшие сувенирами на историческую тему – изделиями местных мастеров и умельцев.

Один из них – Олег Комар, заведующий лабораторией исторических реконструкций, ремёсел и промыслов из Тюмени, рассказывая о своём увлечении, отметил: это не просто хобби, а где-то уже и образ жизни. Потому что реконструкция старинных технологий заключает в себе и изготовления доспехов, и их декорирование, и даже вхождение в образ того или иного древнего мастера (средневекового или раннего железного века). У каждого из них были свой стиль, своя философия, если хотите – это можно определить и понятиями «специфика», «мода». Наши предки отковывали шлемы, делали броню на тело, на руки, декорировали всё это (чеканили или золотили) в зависимости от своего вкуса и возможностей либо от пожеланий заказчика.

«Случаются, – говорит Олег Владимирович, – самые настоящие открытия. Взять, к примеру, ту же обувь для воина – сапоги кожаные на кожаной подошве. Просто потрясающая вещь – в них очень комфортно и удобно ходить по немощёной и пересечённой местности. Что касается самих доспехов, то в них современный (неподготовленный) человек может выдержать лишь до получаса «боя». А «тогда» это был своеобразный тандем мастера и бойца – боец давал мастеру нужную информацию, о которой тот вообще не имел представления, а в итоге рождалось совершенство, позволявшее воину чувствовать себя непобедимым. Наш современник, работая таким мечом, получает непередаваемое впечатление: он начинает понимать, почему грозное оружие нередко одушевляли: ты ведёшь меч, а меч ведёт тебя, ты чувствуешь его инерцию, а его и себя – как единое целое. Вот тогда и наступает упоение боем, прежде всего – от ощущения силы».

Конечно, мой собеседник, мастер исторической реконструкции, не рубил людей, особенно стальными мечами, но уверяет: когда начинает работать с тем же манекеном, то как раз и чувствует своё единство с оружием. «Состояние непередаваемое – почти открытие. Оказывается, сила в нас дремлет до поры, и в нужный момент она как-то концентрируется, пробуждается. А мужчина в принципе всегда был воином, бойцом – что в каменном веке, что в XXI веке… И это нормально».

Почувствовать в себе «первое бытие»

Так что же это такое – историческая реконструкция, с точки зрения научной и обывательской? Это когда создаются условия, чтобы человек почувствовал в себе что-то первобытное, в хорошем смысле слова, пробудил в себе то самое «первое бытие». И память предков, в какой-то мере.

«Доспехи, – рассказывает О. Комар, – чаще всего делали на обычного человека. Причём более универсальные изготавливались на Востоке – в Средней Азии, Персии, Турции... Например, широкое использование получили кольчуги, причём очень высокого качества. Они очень легко могли садиться на тело, прекрасно варьировались по габаритам людей разных комплекций и действительно были способны защищать человека. При условии, что он умеет работать оружием. А на Востоке профессиональные бойцы однозначно были – ибо в основе конной атаки обязательно находился индивидуальный боец, виртуозно владеющий саблей. Почему побеждал Тимур (он же – Тамерлан)? Именно поэтому. В то же время на Западе, например, у римлян, предпочтение отдавалось строю. Или тех же швейцарских рыцарей возьмите. Их, закованных в железо, просто сносили. В первом крестовом походе арабы потерпели поражение, а потом они научились эффективно бороться с рыцарями. Так что доспех сам по себе – просто гарантия от случайного удара. Поэтому человек должен уметь фехтовать. А сегодня на всю Тюмень хороших фехтовальщиков наберётся, может, всего два-три человека. Наша задача – восстановить древнюю технику боя, узнать, какой конкретный доспех использовался. Техника, кстати, нередко была весьма интересная. Допустим, скользящий удар, спускающий клинок противника в сторону, а после ловкого поворота убивающий его в продолжение удара, посредством инерции – особое искусство. У рукопашного боя и задача такая – с минимальными затратами времени и сил уничтожить противника. Для этого использовались сабли, палаши, мечи».

В исторической терминологии существует и так называемый «русский стиль». По мнению Олега Комара, заключался он в том, что наши предки в одно время стали применять в бою тактику тех, кто их побеждал прежде, – тех же татаро-монгол. Конница снаряжалась по восточному образцу – менялись сёдла, стремена, оружие, ведение битвы. Но оставались и свои компоненты. В результате русская конница могла достаточно эффективно биться и против западных воинов, и против степняков. И в результате, в правление Ивана III, с Золотой Ордой практически было покончено.

В силу своей дотошности и преданности увлечению Олегу Комару пришлось также изучать детали и особенности боя римлян-легионеров, специфику боя гладиаторов и даже то, какая сталь использовалась в их мечах. «От качества металла нередко зависело то, как принималась атака противника – грубая ошибка считать, что удар меча встречали мечом «лезвие в лезвие», – уточняет мастер. – Умело парировав нападение противника, ты добиваешься того, что после нескольких неловких взмахов меч врага превратится в завальцованную кромку – его оружие перестанет быть острым. Мы сами конкретно проверяли и установили это на практике, опытным путём. Исследователь пришел к выводу, что небезызвестная гладиатура в Древнем Риме – на очень большой процент являлась постановочными боями. Профессиональные гладиаторы крайне редко умирали в поединках, в основном гибли так называемые «грегарии» (мясо), которых выпускали для крови, ибо такое жуткое зрелище было приятно римлянам. Гладиаторы-профи, кстати, стоили очень дорого. Молодой боец мог выйти на «ринг» лишь года через полтора после обучения – потраченные на подготовку деньги не должны были в одночасье кануть в небытие вместе с неопытностью. На арену публика, как правило, бросала монеты, а лонисты (владельцы, хозяева гладиаторских школ) необязательно претендовали на всю сумму сборов. Так что профессиональные гладиаторы были людьми в принципе обеспеченными, а иногда и вполне себе состоятельными. У знатных римлянок было большим достижением залезть к ним в постель – особенно перед боем…».

Увлечение стало профессией

Археолог по образованию Олег Комар начинал практически с нуля. И на сегодня по раннему железному веку сделал уже три доспеха, плюс предметы эпохи Средневековья. В его деле интересно буквально всё. Вот, скажем, как выглядели воины Кучума и казаки Ермака? Или можно ли в наших условиях сделать фитильное ружьё, которое было в ходу у тогдашних русских воинов? Реконструкция, конечно, максимально приближена к реальному виду оружия или доспеха. Правда, в исторических представлениях, подобных нынешнему абалакскому, дабы не нанести реальное увечье человеку, гарантировать отсутствие травматизма, следует использовать лишь копию (реплику) самого оружия. Оно должно только создавать «эффект присутствия» в том времени. Всего за семь лет «Комаровская» лаборатория исторической реконструкции изготовила пятнадцать комплектов доспехов, в том числе саргатские, дагарские, скифские. Теперь в воздухе витает идея воссоздания образа прарусича – воина-гиберборейца. По древнему поверью, наши далёкие предки преодолевали пространство на величественных колесницах, на воинах развевались плащи, «сшитые» из гусиных перьев. Не зря же до сих пор живут легенды о крылатых людях и конях...

Что касается исторических баталий, то они уже который год будоражат любителей. Народ, по выражению Олега Комара, просто «приклеился» к этим ристалищам. И участники адреналин получают, и зрителям интересно. Все в доспехах. Колошматят друг друга от всей души, хоть оружие и пластиковое. Бывают и травмы. Самая серьёзная – это рассечённая бровь. Некоторые «раненые» даже пижонят: мол, вот, кровью истекаю. А если кто нарушил правила, следует дисквалификация. Игры неместного масштаба продолжатся и впредь. Наряду с москвичами, питерцами, екатеринбуржцами, тюменцами в них, возможно, поучаствуют и потомки тевтонских рыцарей…


2972