Прекрасная и вечная

«Арт-классика» ждёт ценителей изобразительного искусства

“Арт-классика” – такое лаконичное и емкое название дали тюменские музейщики подборке лучших произведений из фондовых коллекций живописи и графики XVIII – начала XX веков. Нет среди них лишь картин, которые уехали в Нижний Тагил вместе с передвижной выставкой межмузейного проекта “Великие реалисты”, недавно показанной в областном центре.

Сотрудники Тюменского музея подошли к отбору экспонатов с тщанием и заботой, представив в относительно небольшом пространстве разные периоды, направления, школы и жанры живописи.

Первым делом посетителей ждет новая встреча с героями большой выставки “Сто один русский портрет”, наделавшей немало шума пару лет назад. Тут и безымянный офицер Преображенского полка с орденом Александра Невского, запечатленный неизвестным художником в первой трети XVIII века, и польский магнат Станислав Потоцкий, которого взялся изобразить сам Иоганн Баптист Лампи Старший, частенько писавший европейских монархов, и августейшая чета – Павел Петрович и Мария Федоровна. Владимир Боровиковский изобразил императрицу в платье-мундире – изысканная дама занимала почетную должность шефа кавалергардского полка. Портрет находился в Гатчине, любимой резиденции Павла I, а в Тюмень был передан в 1958 году из Павловска после слияния коллекций двух дворцов-музеев.

Василий Тропинин создал романтический образ Александра Всеволожского, друга Пушкина, участника войны 1812 года, директора императорских театров и правнука несостоявшейся царской невесты Ефимии Всеволожской, которую в результате придворных интриг вместе с семьей сослали в нашу сибирскую глухомань.

Мы не знаем, как звали человека, чей исполненный достоинства облик сохранила для вечности умелая кисть, а вот имя художника, бедного тверского мещанина, на слуху до сих пор. Алексея Тыранова, учившегося у Алексея Венецианова, современники именовали “портретистом № 2”, отдавая первое место его наставнику по академии Карлу Брюллову. По словам искусствоведа Натальи Паромовой, в Третьяковской галерее когда-то признали: “Вы владеете одним из лучших образцов творчества Тыранова”.

Совсем иначе выглядит скорый и точный репинский набросок профиля молодого художника Исаака Бродского, с которого мастер собирался писать Гоголя…

Женские портреты очаровательны, милы, серьезны, вдумчивы, полны загадки… Игривая прелестница с розой в волосах из коллекции “женских головок” Пьетро Ротари, нежное личико крестьянской девушки Венецианова, спокойный, чуть ироничный взгляд женщины в голубом Сергея Зарянко, светловолосая пейзанка, увиденная Федором Бронниковым античной богиней, знойная итальяночка Николая Ге, этюд к картине “Смерть Вирджинии”, и жанровая сценка “Поцелуй” Федора Моллера – словно мостик к последнему залу, где представлены сливки западноевропейской живописи.

Дух меняющегося времени отражен и в пейзажах: от скрупулезного, картографически сухого и точного “Вида на Зимний Дворец” шведа Б. Патерсена до морской стихии, шумящей на картинах Айвазовского, и неброских, но дышащих свежестью картин русской природы Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ивана Шишкина.

В коллекции музея немало картин известнейших передвижников, отверг­ших традиции академизма и по сути, и по форме. Василий Поленов создал собственную палитру, изгнав с полотен так называемый “музейный колорит” – особый коричневатый тон. Его “Вилла Медичи”, утопающая в зелени тридцати оттенков, совсем не похожа на итальянские пейзажи предшественников, а в “Тайной вечере” нет и намека на пафос и благообразие библейских сюжетов прошлого. Владимира Маковского называли “королем жанровой картины”, едва ли не самого любимого передвижниками типа живописи. В экспозицию вошли его “Приятели”, “У часовщика” и “Портрет старого чиновника”.

От эталона античности, лелеемого Академией художеств, выставка ведет нас к реалистичным сценам из жизни простонародья, будничным интерьерам мастерских, дешевых квартир, крестьянских домов, к любованию стариной и новому взгляду на историю, к дерзким исканиям бунтарей от искусства в начале XX века. Союз русских художников представлен на выставке картинами его основателей: Сергея Виноградова и Станислава Жуковского, а также яркого самобытного Константина Коровина, которого называли “русским импрессионистом”. Есть участники “Мира искусств”, Павел Кузнецов из “Голубой розы”, целая галерея “бубновалетцев”, Василий Кандинский с его абстрактной “Композицией” 1916 года, Борис Кустодиев с его “Купальщицей”, ставшей гимном цветущей, полнокровной жизни…

Зал западноевропейского искусства кратко знакомит с национальными школами живописи. Это прежде всего итальянцы, сумевшие, как отметила искусствовед Оксана Костко, куратор выставки “Арт-классика”, примирить античное язычество и христианское Средневековье. Галантные французы с их изысканно-утонченным миром салонов и альковов и с их кровавыми революциями. Строгие и вдохновенные испанцы. Голландцы, отдающие дань простым земным радостям. Немцы, меланхоличные романтики и певцы домашнего уюта в стиле бидермайер.

Вместе с выставкой “Арт-классика” снова заработал Кабинет графики. Как известно, графические листы не следует долго держать на свету, поэтому через полгода экспозиция полностью обновится. Графика дополнена литой скульптурой (тонкий штрих и благородный объем), живопись – старинными предметами декоративно-прикладного искусства, например, фарфоровой посудой из елизаветинского сервиза.


2976