Бес попутал

Автора написать репортаж. На чём он и погорел

Я, автор этих строк, объясняюсь без отрыва от производства – пишу и пишу. Отлил, так сказать, большое художественное полотно о ситуации на железнодорожных переездах родного региона. У нас в области дела обстоят замечательно – ни одного ЧП. В то время как по стране на перекрестиях двух видов дорог – железнодорожных и автомобильных – чуть ли не ежедневно случаются крушения: поезда под откос, автобусы вдребезги. Люди, как водится, гибнут.

Черт дернул меня войти в состав комиссии по обследованию этих объектов стальных магистралей. А затем сообщить о результатах читателям газеты. В итоге ваш слуга наказан: на первый раз строгий выговор. Без занесения. За что? За неверно выбранную тональность.

Поводом для расправы над бедным корреспондентом послужило письмо заместителя начальника Свердловской железной дороги по Тюменскому региону В. Зубкова главному редактору газеты Л. Вохминой. Стоп! Никаких передергиваний в тексте: предлагаю послание в том виде, в каком с большим волнением прочитал. Стиль меморандума, понятно, тоже сохранен. Итак!

«В связи с публикацией в газете «Тюменская правда» 094(18513) от 31.05.2011г. репортажа «Тревоги перекрестий дорог» обращаю внимание редакции на факты оперирования газетой «Тюменская правда» необъективной информацией о деятельности предприятий Свердловской железной дорогифилиала ОАО «РЖД» и Тюменского региона СвЖД.

В соответствии с инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов работники железнодорожного транспорта ежегодно с 1 апреля по 1 июля совместно с представителями глав администраций, дорожных служб и работников ГИБДД проводят комиссионные обследования переездов именно с целью выявления и своевременного устранения недостатков в содержании технических устройств. Считаю неверно выбранную общую критическую тональность материала: из 343 выявленных неисправностей в оперативном порядке устранены 267, оставшиеся будут устранены своевременно.

В репортаже отсутствуют комментарии специалистов в сфере железнодорожного транспорта, отвечающих за соответствие техническим требованиям переездов, непосредственно оценивающих состояние настилов, качество освещенности, видимости. Как следствиегазета дезинформирует общественность, оценивая техническое состояние приборов и особенности их эксплуатации без учета мнения специалистов железной дороги.

Отмечу, Тюменским регионом дороги принимаются все возможные меры для повышения движения через переезды. В 2011 году с водителями автотранспорта проведено 1,5 тысячи бесед, выдано порядка 3 тыс. памяток с правилами проезда через железнодорожный переезд.

В 2011 году планируется провести капитальный ремонт на пяти переездах Тюменского региона, на девятизаменить резинокордовый настил. В плановом порядке проводится вырубка древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода железной дороги, ограничивающей видимость.

Всего в Тюменском регионе эксплуатируется 62 железнодорожных переезда. 28 из них обслуживается дежурными. На всех регулируемых переездах Тюменского региона СвЖД работают устройства заграждения переездов (УЗП), что позволяет повысить безопасность движения поездов.

В 2011 году в границах Тюменского региона СвЖД зарегистрировано 97 случаев грубых нарушений водителями ПДД на переездах, которые могли привести к тяжелым последствиям. Рапорты по выявленным нарушениям переданы в ГИБДД.

В соответствии с договором субаренды №НЮ-1069/10 от 4.08.2010г. часть земельного участка в Омутинском районе перегона ВагайОмутинская используется на праве субаренды Управлением автомобильных дорог Тюменской области. Участок предоставлен под строительство путепровода в с. Омутинское. Согласно условиям договора, в случае неуплаты субарендатором платы по договору ОАО «РЖД» вправе взыскать задолженность в установленном законодательством РФ порядке. По состоянию на 10.05.2011г. за субарендатором числится задолженность в сумме 2436252 руб. Условия договора №НЮ-1069/10 от 4.08.2010 с нашей стороны выполнены в полном объеме.

Формулировка «автодорожники взяли указанное «пятно» в аренду у железнодорожников. И попались!» (по словам корреспондента Юрия Машинова) является некорректной. Данная трактовка информации наносит ущерб имиджу компании ОАО «РЖД» и Тюменского региона СвЖД.

Прошу от корреспондентов впредь проверять информацию более тщательно, в соответствии с законом о СМИ; для подготовки взвешенных, объективных материалов обращаться с запросом на получение информации в пресс-службу Тюменского региона СвЖД.

Напоминаю, что для проведения легитимных фото- и видеосъемок на объектах железнодорожного транспорта журналисту необходимо предоставлять запросы на их проведение в пресс-службу в соответствии с требованиями транспортной безопасности.

Надеюсь на взаимопонимание и дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Заместитель начальника дороги по Тюменскому региону (подпись) В.В. Зубков».

Автор репортажа и впрямь взволнован. И даже признателен господину В. Зубкову за оперативность. Едва прошла первая декада со дня выхода публикации в свет – а реакция вот она! Но мне не понравилась композиция послания. Будь я на месте Валерия Валерьевича, я бы начал так: «Большое спасибо за то, что редакция уделяет внимание нашему предприятию… Мы и в самом деле… За последние годы достигнуты… Без созидательного труда тружеников стальных магистралей Тюменского региона едва ли были бы возможны… И т. д., и т. п. Далее: «Но наряду с достижениями имеются отдельные недостатки…»

Так вот, в письме к главному редактору Валерий Валерьевич взял быка за рога и сразу начал с недостатков. Цитирую: «Из 343 выявленных недостатков в оперативном порядке устранены 267…». 343 (триста сорок три) выявленных недостатка!!! Господи! Да хватит одного (!) на железнодорожном перекрестке, чтобы отправить составы под откос! О чем речь?! Что, многочисленные подразделения железной дороги и созданы только для порождения недостатков? Продолжим цитирование: «…оставшиеся (76 недостатков – Ю. М.) будут устранены своевременно. «Своевременно» – это когда? Мы ведь говорим о действующих переездах. Как бы летал самолет, имей он 76 недостатков?

Насчет «оперирования необъективной информацией». А где факты? Может, колодец на станции Зырянской успели выкопать, пока автор, пробиваясь через дорожные пробки, добирался до редакции? Дежурные на переезде, как водится, питьевую воду с собой приносят. А ещё жидкость необходима для отмывания от грязи дорожных знаков, ограждающих столбиков, чтобы просто полы помыть. Пункт 3.4 типовой инструкции: «Дежурные по переезду должны содержать переездный пост в чистоте и порядке». Без воды-то как? В принципе это единственный существенный момент, о котором я упомянул в репортаже. Остальное – просто блеск. Дежурные на переездах оснащены всем необходимым, даже комплект петард имеется.

Теперь можно остановиться и на тональности. Мы, проверяющие, решили не тревожить читателей. И даже весьма строгий инспектор по особым поручениям УГИБДД Тюменской области майор Вадим Вакарин сказал, как и напечатано: «По школьной системе оценок поставил бы всем три с плюсом. Ну, светофоры везде новые, подходы в основном нормальные, правда, есть кое-где выбоины. Необходимые дорожные знаки в наличии имеются… Видимость знаков и светофоров соответствует нормам…».

Правда, на шести из десяти проверенных светофорах не работает звуковая сигнализация. Ну, с кем не бывает. Потому и не «пятерка», а три с плюсом. Ей-богу, Валерий Валерьевич, не поверит читатель оценке «отлично». Потому что… Нет, о 343-х недостатках на железнодорожных переездах проверяющие ни гу-гу. Триста сорок три недостатка – чтобы только указать поименно, газетной полосы не хватит.

Автор репортажа в свое время служил на многих видах транспорта, кроме железнодорожного и трубопроводного. У автомобилистов, скажем, существуют ТО-1 и ТО-2, в авиации – регламентные работы. Детали в «технических устройствах» везде меняют до того, как в них обнаружат недостаток. Неужели на стальных магистралях отсутствует профилактика? Это просто вопрос, а не «дезинформация общественности».

Подошли к главному. Цитирую: «Формулировка «автодорожники взяли указанное «пятно» в аренду у железнодорожников. И попались!» (по словам корреспондента Юрия Машинова) является некорректной. Данная трактовка информации наносит ущерб имиджу компании ОАО «РЖД» и Тюменского региона СВЖД».

Ну, каюсь! Видите ли, во всем доверяюсь нашему губернатору Владимиру Владимировичу Якушеву. А губернатор не так давно сказал про Омутинский путепровод, в газетах написано, цитирую: «Для удобства пешеходов здесь имеются два оборудованных тротуара, а для безопасного прохода в темное время суток – освещение. Теперь у автомобилистов появилась возможность добраться из Армизонского в Омутинский и Юргинский районы и далее в Тюмень, минуя железнодорожные переезды». Короче, транспортная безопасность на данном участке обеспечена. Тем временем начальник Ишимской дистанции пути Н. Ковальчук требует или снести путепровод в 12-дневный срок, или погасить дебиторскую задолженность в сумме 243 тысячи 652 рубля. Потому что земля, на которой возвели путепровод, хотя и общенародное достояние, но пока считается «железнодорожной». Дело в переоформлении. Будь я грамотным юристом, обязательно поставил бы вопрос о безвозмездной передаче пустыря одного ведомства в пустырь другого ведомства.

Едва ли история кончится демонтажом объекта, построенного, между прочим, на бюджетные деньги, в том числе и на мои личные – все бухгалтерии исправно высчитывают налоги с моих заработков. И контора, которая построила путепровод в Омутинском, называется ГБУ – государственное бюджетное учреждение, то есть приравнена к просвещению, здравоохранению. И, в конце концов, это ГБУ построило на арендованной земле не пивной ларек, приносящий доходы и прибыль. А исключительно бесплатную для пользователей дорожную развязку и главное – безопасную!

Вы-то, имею в виду Тюменский регион СвЖД, коммерсанты, вы-то свою выгоду не упустите. Конечно, погасит ГБУ дебиторскую задолженность. Даже лично с меня, автора, возьмут в качестве налога энную сумму.

А я подскажу вам, как ещё поправить финансовое положение стальных магистралей. Так вот, путепровод в Омутинском построен в расчете на то, что с вводом его в эксплуатацию будет закрыт соседний железнодорожный переезд. И закройте – сэкономите на годовом содержании более одного миллиона рублей. Строчку из спорного репортажа приведу, т.е. слова старшего инспектора по особым поручениям УГИБДД В. Вакарина: «Будь моя воля, закрыл бы все переезды…».

ОАО «РЖД» ежегодно тратит на содержание 13000 железнодорожных переездов более 5 миллиардов рублей. Суммарный ущерб от ДТП на одном переезде порой исчисляется многими миллионами, миллиардами рублей. Посему стройте, Валерий Валерьевич, безопасные путепроводы – такие, как в Омутинском, вместо не очень надежных переездов. Из вашего письма в редакцию почерпнул: всего на вашем балансе – в Тюменском регионе – 62 переезда, 28 из них обслуживаются дежурными. Значит, остальные 34 переезда неохраняемые. И беда – тьфу-тьфу – может случиться в любой день, даже в час, минуту. Вы же сами утверждаете, что нынче «зарегистрировано 97 грубых нарушений водителями ПДД на переездах, которые могли привести к тяжелым последствиям». А сколько незарегистрированных случаев?! Повторюсь, стройте путепроводы! Но уже за свой счет, а не на областные деньги. Опыт у ОАО «РЖД» имеется – это очень богатое акционерное общество, легко справится с любой стройкой, не залезая в карман налогоплательщика. Тридцать четыре новых железнодорожных переезда обойдутся Тюменскому региону СвЖД всего-то в 4 миллиарда с сотней миллионов. Дерзайте!

Я, Валерий Валерьевич, близко к сердцу принял ваше напоминание, «что для проведения легитимных фото- и видеосъемок на объектах железнодорожного транспорта журналисту необходимо предоставлять запросы на их проведение в пресс-службу». Зачем, интересно? Спасибо за разъяснение: «В соответствии с требованиями транспортной безопасности».

Автор вполне мог обойтись без собственной фотосъемки. Ваши коллеги предлагали мне при подготовке репортажа отличные кадры: вагоны под откосом, горящие цистерны, искореженные автобусы, трупы… Но решил поберечь нервы наших читателей, которые одновременно и ваши пассажиры. Ну и опубликовали вполне безобидные, на наш взгляд, карточки.

Кстати, фотографировал «объекты», находясь не на железнодорожной территории, а издали, по принципу «большое видится на расстоянии». Как фотограф находился за пределами 10 м от концов шпал ближних рельсов. А это уж земля общего пользования: отсюда могу Луну фотографировать, равно как и проносящиеся мимо экспрессы. Так что в «контрабанде» не грешен.

В репортаже по воле автора изображены еще два железнодорожника. Допускаю, что эти вполне легитимные деятели не вполне обеспечивают требования транспортной безопасности. Так увольте их! Честное слово, не мои родственники, в первый раз вижу. Хотя эти физические лица много лет «пашут» на стальных магистралях, прямо-таки любят трудоустроившую фирму. Неужели без взаимности?

В то же время я, автор, не нашел параграфа о согласовании фотосъемок ни в Федеральном законе «О СМИ», на который вы ссылаетесь, ни в инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной Министерством путей сообщения РФ 21 июля 1997 г. и ЦП/483 ЦП-566 от 29 июня 1998 г. Издана инструкция в Екатеринбурге в 2008 году. В ней даже намека нет о запросах на фотосъемку. Да, была в свое время в Отечестве цензура. Ее уже 20 лет назад искоренили. В протокольный момент в душе каждого журналиста прошлых лет живет внутренняя цензура: вреда Родине не нанесем ни при каких обстоятельствах. Когда-то я даже подписку такую давал нашим компетентным органам.

О деятельности вашей, Валерий Валерьевич, пресс-службы. Ну, не одними же запросами она занимается. В чужой монастырь со своим уставом не полезу. Расскажу, как я сам работал в пресс-службе ордена Ленина Главтюменьнефтегазстроя. Его начальник В. Курамин велел: «Никаких «розовых» публикаций, никаких приукрашиваний действительности!». Главк большой – 25 трестов от Ямала до границ с Казахстаном. Мы, корреспонденты пресс-службы, ездили, летали, ходили, буквально ползали по тундре и тайге в поисках «горячей» информации: где, что, когда мешает создавать Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс – то есть строить газоперерабатывающие заводы, компрессорные и нефтеперекачивающие станции… Однажды автор этих строк подготовил гневную статью о недоработках заместителя начальника главка по материально-техническому снабжению. И вдруг сам же испугался тональности. Решил на всякий случай показать руководству. Начальник главка Владимир Петрович Курамин, впоследствии министр в российском правительстве, сказал: «Мне это горько читать, но раз надо для дела, печатайте». Напечатали в «Тюменской правде». Впредь ни одного материала согласовывать не приходилось.

В структуре ОАО «РЖД», мне это известно как пассажиру, есть очень хорошие, фирменные поезда. Классное обслуживание! Но всё ещё трясутся иногда по путям поезда ржавые, с окнами, мытыми при основателе отечественного паровозостроения Черепанове. Почему так, хотелось бы знать? Вот написал я тот репортаж о «комиссионном обследовании переездов». По идее это пресс-служба должна была подготовить. Без прикрас. Не дождались.

А на днях я вместе с 12 депутатами Тюменской областной Думы и заместителем губернатора Тюменской области С. Сарычевым побывал на одном заводе Ялуторовска. Генеральный директор говорил о недостаточно эффективной работе станции Войновка – дескать, то ли прошла у железнодорожников реорганизация, то ли продолжается. Вагоны простаивают, тарифы растут…На дороге три хозяина. И не знаешь, к кому обращаться. И ведь клиент всерьез настроен поменять перевозчика. На той депутатской встрече говорилось, что доставить груз из Ялуторовска в Сургут значительно выгоднее автотранспортом, чем «железкой»: прямо от ворот грузоотправителя до ворот грузополучателя. Дороговато обходится доставка грузов организациям ЯНАО и ХМАО – тарифы увеличиваются в 1,8 – 2 раза.

Вы, Валерий Валерьевич, поставленный на столь ответственный пост совсем недавно, быстро наведете порядок. В этом сомневаться не приходится. Уверен, ваша пресс-служба так же оперативно поведает читателям о путях решения проблем, назовет имена конкретных виновников, а равно и передовиков производства. Читатель, уверен, с большим удовольствием прочитает сравнительный экономический анализ деятельности Тюменского региона СвЖД.

А закончить это открытое письмо хочу вашими же, Валерий Валерьевич, замечательными словами: «Надеюсь на взаимопонимание и дальнейшее плодотворное сотрудничество».

Дай Бог.

С уважением, Юрий МАШИНОВ, специальный корреспондент журнала Министерства транспорта РФ «Дороги России ХХI века», член Союза журналистов России, член комиссии, которая обследовала на днях железнодорожные переезды на юге Тюменской области.


2850