На премьере спектакля, специально организованной для тюменской прессы в театре «Ангажемент», режиссер-постановщик, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Поляков заявил:
– Этот спектакль сделан только потому, что в нашем театре работает прекрасный актер Игорь Кудрявцев. Я его знаю много лет и был рад, что он приехал работать в «Ангажемент». Мне всегда хотелось, чтобы он мог максимально проявить себя на сцене, и выбор пал на эту пьесу. Несколько слов о спектакле. Каждый из нас создан для счастья, как птица для полета. Но в погоне за ним мы очень часто берем на себя такие страсти, которые нам не по силам. И гибнем. Как ни странно, эта комедия, которую написал Мольер 300 лет назад, в нашей редакции приобретает оттенок почти трагедии.
Пьесу французского классика любят в России и часто ставят, соревнуясь в оригинальности названия спектакля: «Полоумный Журден», «Мещанин во дворянстве».
Ставят только для того, чтобы высмеять потуги маленького человека, мещанина, живущего доходами с торговли сукном, встать вровень с элитарным сословием – дворянством или хотя бы приблизиться к нему. Дворянин для Журдена – образец во всем, для него честь беседовать с таким достойным человеком, как граф Дорант.
До какого-то времени Журден – обычный мещанин, живущий в своем мире, по его законам. Но с ним случается беда – он влюбляется в маркизу Доримену (Елена Голуненко). Она не из мира Журдена: красивая, как куколка, одета во что-то невообразимое, и цель его любви высока – сделать что-нибудь хорошее для любимого человека. Журден так влюблен, что к предмету своей страсти не смеет подойти, общается с ней через Доранта, который использует страсть своего «друга» в личных целях.
Журден понимает, насколько он далек в своем образовании и воспитании от высшего класса, поэтому и не жалеет денег на «учителей» – музыки, танцев, фехтования, философии, на модного «кутюрье». Но все они какая-то пародия на учителей. Маркизе не дадут времени, чтобы узнать Журдена, понять его. Она не принимает его всерьез, но и не смеется над ним. Признание Журдена неожиданно для Доримены, и зрителю кажется, что ей оно приятно, но она должна выйти замуж за графа – ведь он столько для нее сделал.
Из спектакля непонятно, что собой представляет Дорант, каково его воспитание, образование – он лишь элегантно носит красивое модное платье, просит деньги так, что Журден рад их ему отдать, врет про Доримену – и представляется, что он, по сути, мельче Журдена.
А ведь журденовское стремление стать дворянином – это желание представителя среднего класса стать лучше и не по праву рождения, а вследствие работы по самоусовершенствованию. Для домашних – жены (Светлана Соловьева), дочери Люсиль (Юлия Шек), слуг – он большой ребенок, «полоумный Журден», и его уже не перевоспитаешь, а вот «заскоки» в своих целях использовать можно. В финале спектакля – толпа без лиц, кривляющаяся, гогочущая, и среди них – один человек, Журден, в недоумении: как он сюда попал?
После спектакля постановочная группа (режиссер Поляков, художник Ольга Трофимова) беседовала с журналистами.
– Сцена голая, артистам не за кого спрятаться! Вы это сознательно сделали? – поинтересовались мы.
– Это мой любимый прием! Я рассчитывал на то, что актеры будут тратить свою энергию, опираясь только на себя, не прячась за придумками режиссера, пышными декорациями или фортелями партнеров. Спектакль еще наберет силу, когда Игорь Кудрявцев успокоится, втянется в него – ведь это огромный объем работы актера трагического дарования, такого печального клоуна.
– Мне было его жалко...
Поляков заявил:
– Я рад, что добился, чего хотел: оказывается, мы можем кого-то пожалеть.