Прохорихина.ru

Песни нашей талантливой землячки волнуют слушателей по всей России

Поводом для встречи с певицей, автором и композитором Жанной Прохорихиной стало написание ею гимна для традиционного регионального фестиваля национальных культур «Мост дружбы». А вообще-то она, одаренное дитя Тюмени, и сама прекрасный повод говорить, писать и наслаждаться её творчеством.

Стоящие впереди хора…

Жанна поведала интересную историю. Однажды в метро в Москве к ней подошёл священник в рясе и дал какую-то книжечку, где, в частности, был перевод с греческого – расшифровка значения её фамилии: «Прохорихины – стоящие впереди хора, запевалы». И потом, когда ей в очередной раз задавали вопрос: «Не собираетесь ли вы придумывать себе сценический псевдоним?», неизменно отвечала: «Нет, не собираюсь». Рассуждает так: зачем, ведь смена имени-фамилии меняет жизнь человека, а у меня творческая судьба, можно сказать, уже на роду написана.

А началась эта самая судьба с отца певицы – Прохорихина Владимира Олеговича, который, будучи кадровым военным, мечтал о карьере музыканта и после ухода в отставку пел в хоре Цыбульского, во Дворце культуры «Строитель»… Моя собеседница вспомнила о своём родителе в печальном контексте – в январе этого года его не стало: «Эта трагедия просто выбила меня из колеи, было очень тяжело, ничего не хотелось делать. И только 1 апреля на концерте-презентации моего нового диска стала немного отходить от стресса. Папа, помню, пел мне колыбельные, водил в музыкалку, сам мечтал быть на сцене. Однако его родители посчитали, что карьера военного будет для него лучшим выбором. Отец поступил в тогдашнее ТВВИКУ, потом окончил военную академию, стал офицером высшего состава. И продолжал мечтать о пении. При первой же возможности создавал творческие коллективы, сам в них пел, солировал. Получилось, что я продолжила его дело. Он рассказывал, как ещё в юности отправил в Ленинград магнитофонную бобину с записью своего голоса, и ему прислали телеграмму: вы зачислены на эстрадное отделение консерватории... Уже в Тюмени в последние десять лет писал песни в стиле русского фольклора, играл на баяне. Я ему показывала свои произведения, он мне – свои. Был человек, и не стало его. На новом диске записана песня «Папа», в память об отце…».

Магия музыки

В чём она, эта магия музыки, песни, чем является для человека, вовлечённого в «процесс», увлечённого им? Что в них, в этих волшебных звуках? «Скажу вам только, что я не могу жить без музыки, можно сказать, в ней живу: для меня это хобби, наслаждение, профессия и настроение… Песня у меня рождается неожиданно и легко. Пожалуй, единственный раз я впервые целенаправленно написала два гимна – для «Моста дружбы» и компании «Газинвестпроект». Помню, ещё в детстве (мне было шесть лет) меня как током ударило: хочу заниматься музыкой, петь. Уговорила родителей (мы жили тогда в Калининграде) купить пианино. Мужики, ругаясь, заносили тяжеленный и громоздкий музыкальный инструмент по крутой готической лестнице к нам на этаж, а я прыгала и кричала: «Это моё счастье несут! Моё счастье несут!». Потом подбирала популярную мелодию к передаче «В мире животных», выглядывала в окошко и следила за реакцией сидящих на скамеечках во дворе старушек – слышат они, как я играю, или нет. Затем поступила в музыкальную школу по классу фортепьяно. Поскольку отец был военным, очередной точкой нашей семейной дислокации стала Тюмень. Было это в 1986 году. Сочиняю ли я музыку? Скорее, песни сами приходят ко мне уже готовые – с мелодией и со словами. Сразу записываю их. В этом мне содействует мой муж Егор Варфоломеев, звукорежиссёр, аранжировщик и главный помощник. Голос свой гранила сама – много лет, а перед концертом в филармонии в 2006-м целый год репетировала каждый день часов по пять. Тогда окончательно доказала себе и слушателям: да, голос у меня есть. Так что никакого преподавателя по вокалу и не потребовалось. Просто пела, пела, пела, находила для себя наиболее комфортное звучание, а со временем научилась передавать красками голосового тембра настроение. И теперь мне не скучно исполнить одну и ту же песню хоть сотню раз, потому что это можно делать по-разному. Я смотрю, например, как пела Клавдия Ивановна Шульженко. Она ведь была великим мастером, могла передать колорит и настроение благодаря филигранному владению всеми оттенками голоса. Для себя сделала вывод: нет предела совершенству».

Действительно, сколько бы раз ни слушал пение Жанны, в душе откладывается волнующая эмоция её голоса, передающего малейшие нюансы чувств. Песня буквально пульсирует, живёт, бьётся, будто заново угадывает некое новое твоё состояние. Объяснить это невозможно. Видимо, тут и кроется великая тайна творчества. «А в песнях этих – всё, что я пережила по жизни, – уточняет Жанна. – Допустим, «Загуляла вьюга белая» – про любовь. И там такой припев: «Помогите, приведите его сюда, / Покажите ему, что бывает тогда, когда… / Не ругайте его – он хороший, он знает сам. / Я простила его, пусть прижмётся к моим губам». Когда пою её, женщины на концертах прямо плачут – им кажется, это именно про их судьбу. То же самое и в «Невесте», где девушка, такая озорная, ждёт суженого и повторяет: только ты со мной будешь. И практически все темы у меня сводятся в одну – про любовь. А ещё мои песни почему-то очень любят дети…».

Жизнь на колёсах…

Так говорят про удел артиста. Что не лишено оснований – колесить-то приходится немало. У Жанны Прохорихиной были гастрольные выступления в Самаре, Перми, Челябинске, Екатеринбурге, Геленджике, Сочи, Москве, Нижневартовске, Мегионе, Когалыме, Радужном, Нефтеюганске… Всего «набегало» 65-70 концертов в течение года. Её знают, любят, зовут, приглашают. «Нам с мужем в этом смысле повезло – мы оба такие, очень лёгкие на подъём – можем полететь хоть завтра куда угодно. А Егор может и в три часа ночи встать, пройти в студию, чтобы сыграть на рояле что-то навеянное ему только что. Может просидеть до утра, что-то там сочинять, аранжировку какую-нибудь придумать. Гастролировать приходится очень много – на автобусах, по тайге и иному бездорожью порой со скоростью 5 километров в час, на не всегда комфортных поездах, а самолёты – вообще отдельная песня. И так уже двенадцать лет. Работала и с Надеждой Бабкиной, и с Александром Буйновым… Мне даже довелось выступить в одном концерте с Валентиной Толкуновой, буквально незадолго до её ухода. Мы с ней договорились побывать с концертами на нашем Тюменском Севере, но, увы, судьба распорядилась иначе. Раньше приходилось выступать в ресторанах, на банкетах, где всё затягивалось чуть ли не до трёх часов ночи. Сон, естественно, откладывался на утро. А если участвуешь в новогодних программах, будь готов не спать по нескольку суток. Объяснялось всё просто: нам надо было заработать на квартиру – её мы приобрели только через 10 лет. Сейчас тоже занимаемся в основном концертной деятельностью, выпускаем диски. Кстати, новый называется «Мысли», он третий по счёту, на нём лишь малая часть написанных и исполняемых мною песен. Всего их уже около восьмидесяти. Нынче в сентябре-октябре я снова хочу дать в Тюмени большой концерт».

Знаки творческой судьбы

Фотографируя певицу, я отчётливо увидел, как в блёстках её одежды вдруг отразился луч солнца, будто звезда зажглась (смотри фото). Добрый знак? Прохорихина удивилась, хотя, по её словам, таких моментов у неё по жизни было немало. «Например, – говорит, – в позапрошлом году, 31 октября, ни с того, ни с сего полетела с мужем в Москву на концерт Лолиты Милявской в Кремле, хотя к её поклонницам себя не отношу. Тем не менее, какая-то неведомая сила буквально тащила меня туда. Совершенно случайно оказались свободные места в шестом ряду партера. Начался концерт, а минут через пять рядом со мной оказались… Алла Пугачёва и Максим Галкин. «Алла Борисовна, добрый вечер!» – я набралась храбрости поздороваться, и она ответила мне: «Добрый вечер!». – «Возьмите мой диск», – говорю ей. «Ну, давай», – взяла его и себе в редикюльчик положила. И всё. Просить, естественно, её ни о чём не просила, как делают многие, хотя очень хотелось. Весь концерт столько всего боролось у меня внутри. Не давала покоя мысль: ведь это же явный знак – зачем я здесь, почему? Но удерживала себя, думала: чего я буду унижаться? В памяти возникли и другие странные встречи с Пугачёвой – что-нибудь постоянно сводит меня с ней … Потом в Интернете кто-то выложил съёмку, где мы сидим рядом. А по большому счёту, если тебе выпала судьба стать звездой большой величины, это обязательно случится. Если нет, то что бы ты ни делал, ничего не получится. Вот Лена Ваенга, например, смогла пробиться, хотя 15 лет её тоже не пускали».

Жанна вспомнила и совместный концерт с Филиппом Киркоровым в Когалыме в мае прошлого года: «Он пришёл на репетицию и слушал меня часа два, потом говорит: «Надо тебя Алле показать. Можно диск твой послушать?». Диск я ему отдала, а потом на концерте, стоя рядом на сцене, он произнёс: «Я очень счастлив, Жанна, что познакомился с вами, и желаю, чтобы ваши песни слышало как можно больше людей в нашей стране и за рубежом». Можно сказать, тогда он стал моим крёстным: в следующие полгода у меня стали происходить интересные вещи. В Интернете начали интенсивно распространять мои песни, включая их в различные «звёздные» сборники – на сегодня по стране их насчитывается уже 270 тысяч. Кстати, обо всём этом можно подробно узнать на моём сайте – «Прохорихина.ru».

«Бремя славы» и достоинство артиста

Как человек переносит внешнюю свою узнаваемость на улице, в транспорте, не тяготит ли сие обстоятельство? «У меня ещё нет такой популярности, чтобы узнавали, – смеётся Прохорихина. – А когда вдруг это всё-таки происходит, ситуация почему-то очень веселит, наверное, потому что я… стесняюсь. Вот на рынке сегодня ко мне подходят и говорят: «Привет, Жанна!». Здороваюсь, хотя с человеком явно не знакома». Про узнаваемость творческую не спрашиваю – певцу и музыканту она всегда приятна. Особенно, если тебя всерьёз воспринимают личности масштаба Александры Пахмутовой. Жанна вспоминает: «Как-то после выступления в концертном зале на Арбате услышала из уст Александры Николаевны лестную оценку моей песни «Время». А это дорогого стоит». Наша землячка также не раз получала из рук «мэтрессы» дипломы: за первое место в эстрадном конкурсе «Факел дружбы», «За интеллектуальный вклад и охранную деятельность Российского авторского общества» РАО (кстати, там она единственный представитель от Тюменской области).

В завершение разговора рассуждаем об отношении к творцу (артисту, художнику) в России. Как к достойному? Или всё-таки как к рабу? Вопросы, скорее, риторические. «У нас талантливые люди, – констатирует певица, – вынуждены всю жизнь сами пробиваться. Иные, к сожалению, не выдерживают, сгорают, спиваются. Что вы хотите, если у нас порой детям не находится денег на срочную операцию, а старики вынуждены влачить нищенское существование? Так что говорить о культуре? Непонятно, о чём думают и мастодонты нашей эстрады – они же никого не пускают на «свой» музыкальный олимп. Вспомните, кто из настоящих, талантливых молодых исполнителей в последние десять лет стал звездой, если, конечно, не брать во внимание эти жуткие коммерческие проекты под названием «Поющие трусы». Никто. Кроме Ваенги, слава богу. Но я всё равно иду к своей цели, долблю и долблю эту бетонную стену. И никто мне не вправе запретить это. Даже несмотря на то, что у меня нет миллионов долларов и «волосатой руки»! Я продолжаю дело моего отца, который мечтал, чтобы его дочь добилась настоящего успеха».


2758