Брюкутбай и Кульзат

Если что-то задумал – работай, не жалей себя, и тогда удача будет тебе наградой

«Красный угол» просторной прихожей занимают грамоты с медалями да кубки, завоеванные отцом и сыном Симбабаевыми на различных конных соревнованиях. Хозяйка дома – Кульзат, которую большинство голышмановцев называет по-русски Люба, свои награды хранит в папках. Это грамоты главы района, областного департамента АПК за победы в соревновании лучших сдатчиков молока из личного подворья. На прошлогоднем празднике работников сельского хозяйства ей вручили благодарность министра сельского хозяйства России.

Любовь к животным вернула молодую семью в деревню

Страстная любовь к лошадям у Брюкутбая (земляки зовут его проще – Буркут) с детства. «Да если бы знал, что в Тюмени есть ипподром, не стал бы уговаривать молодую жену жить в деревне, ведь у обоих была интересная работа, на заводе обещали квартиру. Хотя, как знать, не городской я вовсе…», – вслух рассуждает он. «Начинали здесь с нуля, папа подарил корову красной масти, Красулей звали», – вспоминает Кульзат. Мы идем в коровник, где уже двадцать две коровы улучшенной породы, нагулявшись на пастбище, ждут вечерней дойки. Мужчины берут доильные аппараты и приступают к делу, Буркут на правом фланге, сын – на левом. «У нас у каждого есть любимые коровы. Доча, например, любит ласку. Люба поговорит с ней, только потом массаж делает и аппарат подключает, а мне быстрее надо, не до разговоров. Знаю, если резко подошел к Вербе – может ударить», – вводит меня в курс дела хозяин, передав аппарат подоспевшей на помощь жене.

…Их подворье с каждым годом увеличивалось. Домашние сливки, творог, молоко Люба продавала на рынке. Появлялись постоянные покупатели, убедившиеся в качестве продуктов. Таким клиентам доставляли товар на дом. Молоко – продукт скоропортящийся. Однако в районном центре отродясь не было ни одного пункта его закупа. Симбабаевы стали агитировать соседей увеличивать подворье. В результате в их микрорайоне одиннадцать лет назад открылся первый и единственный в поселке пункт сбора сырья для Ситниковского молочно-консервного комбината. Типовой вагончик с оборудованием установили прямо у ворот дома, и Кульзат стала работать сборщицей молока. «Когда в районе создавался кредитный кооператив «Развитие», мы внесли свой пай. Я уже трижды брал кредит, – раскрывает финансовые «ходы» хозяин подворья. – Пять лет назад купил пять нетелей в Новой Деревне, в прошлом году – одиннадцать племенных в Ишимском районе. До этого построил помещение на 25 коров из досок, а в середине рубероид. Просто, но зимой вода не замерзает – значит, нормально для скота. Сейчас в день сдаем два центнера молока, в июне надои прибавятся. У кого в личном подворье больше двадцати коров, закупают по 13 рублей за литр. Итого за май получили тысяч семьдесят, в следующем месяце – не меньше ста». Кто-то подумает: здорово жить в деревне?! А они все эти годы в заботах и хлопотах, не зная выходных.

Домик на окраине

Сколько знаю Брюкутбая, этот по-хозяйски хваткий, сметливый человек без очередных задумок, без планов не жил, а сейчас они стали еще круче. Дом Симбабаевых – на окраине улицы. Невдалеке, у лесочка, когда-то был большой гараж отделения совхоза. Обдумал, просчитал, да и купил его, вернее, три уцелевшие стены, а заодно и земельный участок между гаражом и домом. В одной половине остова здания хозяин подворья намерен сделать мини-ферму на 25 голов. Попасть в областную программу не удается, придется самому, на свои средства вести стройку. Решил начать с установки трансформаторной подстанции. А во второй половине бывшего гаража будут лошади: Буркут не отказался от давней мечты – открыть в Голышманово конно-спортивную школу! Не раз он был близок к её воплощению, не хватало только одного – подходящего помещения, а местная власть отказывалась поддержать его планы, помочь выкупить пустующие здания на просторных площадках. «Думаете, только ваш сын приехал к нам, чтобы на коне прокатиться?» – спрашивает меня собеседник. И сам отвечает: «Современным детям не хватает общения с природой, с животными. Контакт с лошадьми – это особое состояние души, верю, что я смогу помочь детям понять, почувствовать это».

Когда-то он приобрел породистого рысака, иные у виска пальцем покручивали: да за такие деньги машину можно было купить. Зато его лошадей знали во всей области, они с сыном-наездником были первыми, пока не исчез в районе конный спорт. Нанимали транспорт и на свои средства ездили на областные соревнования, представляли территорию и завоевывали награды. Сын вырос и уже велик для наездника – Серик окончил сельскохозяйственную академию, стал агрономом. Правда, работу по специальности в районе не нашел, устроился в Тюмени в милицию. Женился, но «квартирный вопрос» вскоре привел молодую семью в родительский дом. Отец тому очень рад!

«Привыкайте, говорю детям, наша ферма – для вас. Купил сыну новый трактор, снова взяв кредит в «Развитии» и часть – в Россельхозбанке (его условия мне тоже понравились). Сейчас готовлю документы, чтобы была сотня гектаров своей земли под сенокосы – пусть выращивает агроном многолетние травы и немного зерна для хозяйства. Весной Серик на новом тракторе навоз, чернозем да перегной возил и продавал, ведь надо оправдывать дорогую покупку. Раньше маленьких телят мы продавали, поскольку выгоднее молоко сдавать, чем им выпаивать. Но нынче родились почти все телочки – это будущие коровы, а они – будущее фермы. Перспектива! – улыбается, показывая черно-пестрое племя, Буркут. – В прошлом году пасли свое стадо до самого снега. Травы почти не было, и коровы приходили домой голодными, надои сильно снизились. Нынче хотим к сентябрю поставить их в коровник и кормить вдоволь. Ведь теперь сын рядом со мной, у нас три трактора, все оборудование есть, сможем больше кормов заготовить».

Как машину купить… на гусей

Увидев по телевизору в 1997 году первые «десятки», Брюкутбай загорелся желанием иметь такую машину. Где взять деньги? Купил 400 гусят на фабрике в Армизоне. «Казалось, у нас их целое поле… Маленькие гусята ели траву, им только осенью зерно нужно, тогда Буркут целую машину привез, каждый день ведрами носил, раздавал. Вырастили, продали. «А как мы их теребили?! – вспомнила Люба. – Пальцы были стерты. К соседям обратились: кому нужен гусиный пух на подушки – теребите и забирайте вместе с лапками, потрошками. По случаю какой-то северянин приехал и купил всех наших гусей». «Вот так во всем: глаза боятся, а руки делают. Если что-то задумал – надо сильно постараться, не ныть, не жалеть себя, а работать, и тогда радость тебе обеспечена. Надо верить в себя, упорно идти к цели, – делится Симбабаев жизненным опытом и на ходу успевает нарвать травы десятку нынешних гусят. – Эти скорее для разнообразия, для души, слышите, как «разговаривают» между собой?!» «И я люблю птицу, – поддерживает беседу Люба. – У меня 53 курицы. 32 цыпленка буквально с крыши упали, три наседки их втихаря вывели. Яйцо продаем, есть свои клиенты. До сих пор не теряем связи и с покупателями молока. Однажды решила: больше не будем возить, а люди звонят: где молоко? С другой стороны, для нас это каждодневный доход на мелкие расходы. «Зарплата» за молоко – раз в месяц, она идет на основные затраты, на погашение кредитов.

Лучшая сборщица молока

Тем временем к «молочному фургончику» у ворот подходят все новые сдатчики. Парное молоко несут в ведрах и бидонах, везут кто на машинах, кто на тележках. Знакомлюсь: Магиза Танваева работает медсестрой в детском отделении местной больницы. У нее четыре коровы. Когда-то Магиза стала одной из первых сдатчиков молока, сейчас помогает сноха – привезла на машине 22 литра! Данилкины за май продали перерабатывающему предприятию без малого полторы тонны сырья, хозяйка подворья – Любовь Ивановна, тоже медсестра. Кроме того, утром она берет банки с молоком для сотрудников больницы, продает и соседям. Муж, Петр Павлович, ее надежный помощник по хозяйству, заготовка кормов для подворья – его рук дело. Сегодня вечером он привез на сдачу 32 литра молока!

И все же в двухтонном охладителе остается много свободного места. «В прошлом году не все смогли заготовить корма, коров сдавали, и поголовье уменьшилось. Но в июне продукции будет больше», – обнадежила сборщица. Включила охладитель и указала на счетчик: «За электроэнергию раньше местный бюджет платил, а теперь – из нашего кармана. Можно уменьшить затраты, если бы молоковоз приходил утром, а то приходится охлаждать собранную продукцию до 4-5 часов следующего вечера, выходит, за свой счет. Молоко мы и зимой сдаем, хочется, чтобы рабочий вагончик был зимнего исполнения. Мы утеплили его, как могли».

..Выросли дети. Дочь Кунсулу с медалью окончила школу, в вузе у нее получается все экзамены сдавать досрочно. 104-2-1У нее будет городская профессия, вышла замуж, родители помогли купить квартиру. Вся их надежда – на Симбабаевых-младших, которым хотят передать и ферму, и конно-спортивную школу – для будущих внуков…

Кульзат подает большую пуховую шаль – я почти не чувствую ее веса! «Зимние вечера посвободнее, пряду козий пух, вяжу ажурные косынки, теплые шали, носки, варежки. Продаю, и мое увлечение тоже приносит хороший доход в семейный бюджет», – добавляет искусница. За вязанием она может вести беседу, смотреть телевизор, ведь заняты только руки. На спицы она лишь иногда бросает взгляд. Когда научилась? Кажется, вязала всю жизнь… А Брюкутбай про свое: «Можно бросить пить, курить, женщины в определенное время сами от тебя отстанут, а вот желание чувствовать дыхание лошади, видеть ее силу и стать – это на всю жизнь…»

 


2695