В Тюменском театре кукол прошла премьера спектакля «Мойдодыр» – музыкально-фантастической сказки для детей и взрослых по произведению Корнея Чуковского. Наверное, нет ребенка, которому бы мамы и бабушки не читали эти стихи. Автор инсценировки и режиссер-постановщик Галина Коптяева очень бережно отнеслась к оригиналу: здесь нет слов не из «Мойдодыра».
Как заставить ребенка соблюдать правила гигиены – этот вопрос волновал родителей во все времена. Конечно, когда Чуковский писал свое стихотворение в 1921 году, данная проблема была очень актуальна. После войны и революционной разрухи, когда и мыло-то достать очень сложно, нужно было вернуть детей к правилам мирной жизни. Нотации не всегда срабатывают, ребенок должен сам прийти к пониманию, что ему надо быть чистым и опрятным. А для этого подходит игровая форма.
Вот и главный герой спектакля – этакий неумытый поросенок, сколько бы мама ни заставляла его принять ванну, наотрез отказывается. Ее слова для него словно пустой звук. И тогда за дело взялась Луна. Каждую ночь, заглядывая в окно, она не могла спокойно смотреть на грязнулю и решила его проучить, навеяв сон. В нем от мальчика «убежало одеяло, улетела простыня», по комнате за-кружились предметы одежды и мебели. Кому хочется оставаться рядом с тем, кто чернее трубочиста?! Особенно возмущен умывальников начальник – Мойдодыр, он приказывает щеткам отмыть поросенка. Однако даже ему это сделать непросто, мальчик сопротивляется изо всех сил и в конце концов сбегает в город.
Корней Чуковский одним из первых авторов ввел в сказку вместо снежинок и цветочков образы большого города с его шумом, трамваями и автомобилями, где человек, словно песчинка, теряется в ревущем море. За мальчиком гонятся уже не только щетки, но и дама с собачкой, и дворник. Спастись от них можно только в парке. Таким образом, прослеживается некоторое противостояние между урбанизацией и природой, которую надо беречь. И лучше всего это своим примером показывает Крокодил. Он очень любит своих детей Тотошу и Кокошу, но при этом объясняет, что не надо мусорить, не надо ломать ветки или писать на скамейке. Он и мальчика подвел к мысли, что все-таки нужно помыться, иначе никто с ним не будет дружить.
Спектакль можно рассмотреть и как рекомендацию для родителей. Необязательно заставлять ребенка что-то делать в приказном порядке, добиться своего лучше всего личным примером. Учли создатели постановки и время написания сказки Чуковского – многие нынешние ребята понятия не имеют, что такое вакса или клякса. Дабы не ставить в тупик родителей, сделали специальный словарик, в котором разъясняется значение устаревших слов. Он будет размещен на тумбах в фойе театра. Например, для некоторых открытием стало то, что Мойка – это река в Санкт-Петербурге, а не раковина, куда должны окунуть чумазого мальчика с головой.
Режиссер Галина Коптяева – лауреат премии «Золотой конек» за спектакль «Шарманка», который прошёл в Кургане. В Тюмени у нее дебют. Директор театра кукол Василий Пустыльников предложил поставить «Мойдодыра», и она охотно согласилась перевести стихи на сценический язык. При этом Галина решила не иллюстрировать произведение, а создала вместе с художником Людмилой Кузнецовой целый мир. В нем два измерения: во сне все персонажи плоские, а в реальной жизни – объемные. Не меняется только мальчик, ведь в снах мы видим себя такими, какие есть, несмотря на обстоятельства. По словам Коптяевой, стихи хороши еще и тем, что там много глаголов, а следовательно, действия. События следуют одно за другим, и это очень увлекает юных зрителей. Во время спектакля они не шумели, внимательно следя за происходящим.
Здесь все сошлось: знакомые стихи, динамика сюжета, интересные образы. Постановка полностью кукольная, в ней нет актеров живого плана, и это оказалось большим плюсом, поскольку ничто не отвлекает от целостного полотна. Правда, Мойдодыра режиссер и художник увидели не умывальником, а совершенно ни на кого не похожим существом. Но чего не бывает во сне! Роль мальчика стала дебютом для Юлии Графеевой. Она актриса опытная, но ни разу не работала с тростевой куклой. Тем более ее персонаж все время находится на сцене, нет возможности передохнуть, нужно стать с героем одним целым. Музыку написала композитор из Санкт-Петербурга Татьяна Алешина, работающая с театром Елены Камбуровой.
Галина Коптяева постаралась донести до публики свой замысел: если ты чист внешне, то будешь стремиться к чистоте внутри себя. А за этим последует желание, чтобы и мир вокруг тебя стал чистым. В конце спектакля в волшебных мыльных пузырях купаются не только мальчик, Крокодил, Тотоша и Кокоша, но и вся планета.