Офисный триллер

В Тюменском драматическом театре состоялись закрытие 153-го сезона и премьера спектакля «Метод Грёнхольма» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана. Постановка стала первым режиссерским опытом актера Александра Тихонова. К тому же это первый спектакль после назначения на пост директора театра Сергея Осинцева.

За день до премьеры прошла пресс-конференция, на которой были озвучены планы на следующий сезон. Его открытие состоится 2 сентября спектаклем «Мольер» по произведению Михаила Булгакова «Кабала святош». Режиссером станет Александр Баргман, широкой публике он известен по озвучиванию в российском прокате всех ролей Джонни Деппа.

Также в следующем сезоне публика увидит постановку «Олеся» по Куприну. А к Новому году планируется семейный спектакль «Щелкунчик». Коллектив в июне уходит в отпуск, а потом начнется жаркая пора репетиций. Запланированы в следующем сезоне гастрольные поездки по северу и югу Тюменской области, театр собирается показать такие спектакли, как «Деревья умирают стоя», «Баллада о солдате», «Волшебная лампа Аладдина». Начало уже положено, в мае артисты съездили в Салехард, где показали масштабную постановку «За двумя зайцами». Успех этих гастролей и вдохновил Сергея Осинцева на продолжение выездной практики. Также Сергей Осинцев уверил прессу, что цены на билеты не будут повышаться, наоборот, собираются разработать гибкую систему скидок.

На закрытии сезона подвели итоги. Тюменский деловой клуб уже несколько лет подряд объявляет победителей в разных номинациях и вручает им свои призы. Они признаются, что не являются профессиональными критиками, и главный их критерий – затрагивает спектакль и игра актеров сердце или нет. Лучшим спектаклем уходящего сезона стал «Ужин дураков», Сергей Скобелев, сыгравший там, получил приз за лучшую мужскую роль. Лучшей актрисой стала Татьяна Пестова за участие в постановках «Убийство на улице Лурсин» и «Все мальчишки дураки». Открытием года назвали Николая Аузина, почетную награду «За честь и достоинство» получил Вениамин Панов.

И, наконец, зрители увидели премьеру – спектакль «Метод Грёнхольма». К слову, тюменский театр имеет эксклюзивные права на эту пьесу на территории Урала и Сибири. И без согласия его руководства никто не может ее ставить. Соглашение действует в течение трех лет, но при желании можно продлить. В Европе эта пьеса уже стала театральным бестселлером. Жорди Гальсеран написал иронический комментарий к современной корпоративной культуре, к собеседованиям, на которых применяются самые изощренные психологические методы. В мире большого бизнеса нет места слабости, сентиментальности, да и вообще обычным человеческим чувствам. Чтобы добиться успеха, нужно почти превратиться в робота, причем безжалостного, готового идти по головам конкурентов.

В международной транснациональной корпорации проходит завершающий этап конкурса на должность топ-менеджера. Осталось всего четыре кандидата, трое из них должны выйти из игры. Игры жестокой, где знание и опыт работы не главное, здесь надо психологически уничтожить соперника. Герои на сцене появляются по очереди, и бесстрастный голос за кадром их представляет невидимому работодателю. Из интересных ходов – мониторы, где крупным планом показаны лица пришедших на собеседование. Сначала они сосредоточенные, каждый знает себе цену, у каждого за плечами работа в крупных компаниях. И теперь появился шанс упрочить свое социальное и материальное положение. Фернандо (Александр Тихонов), Карлос (Сергей Скобелев), Энрике (Николай Аузин) и Мерседес (Ольга Безбородова) оказываются в закрытой комнате, где только стол и стулья, а все задания они получают из «черного ящика», как по мановению волшебной палочки (или технического прогресса) появляющегося в помещении. Задания эти по меньшей мере странные. Такое ощущение, что спецслужбы корпорации провели тщательное расследование всех подробностей личной жизни претендентов, постарались отыскать самые темные стороны их биографии и сделали это достоянием других. Более того, предложили дать комментарий на тему жизни и смерти близких людей, затяжной депрессии, измен и тому подобного. И постепенно собеседование превратилось в перетряхивание грязного белья, где каждый старается побольнее «ужалить» другого. И вот из ящика появляется очередное задание: один из претендентов – подстава от корпорации, надо выяснить, кто «засланный казачок». И страсти закипели с новой силой. Лично мне пришла мысль: а стоит ли работа, даже самая престижная, того, чтобы тебя унижали, выясняли твои уязвимые места и били по ним? Понятно, для корпорации важно найти человека с железными нервами, который будет четко следовать инструкциям и не позволит себе ни капли жалости и понимания. Но такая система убивает личность.

В течение всего спектакля актеры постоянно находятся на сцене, и это требует от них полного погружения в образ, когда неоткуда ждать подсказки, нельзя расслабиться. И они со своей задачей справились. И когда наступает совершенно непредсказуемая развязка, даже искушенному зрителю приходится «перематывать» в мыслях сюжет, пытаясь найти зацепки к такому финалу.


2566