Воздушные бои в Московском

В этом посёлке – лучший кордодром в стране

Во всем поселке цветут яблони. В бело-розовую кипень добавляет свой колер сирень. А там, за школой, ещё вчера стояло изумрудно-зеленое поле. Теперь оно ярко-желтое, будто солнце просеялось – одуванчики распустились.

Все выходные здесь раздавались рулады – это от моторов авиационных моделей в классе F2D «воздушный бой». В Московском прошли соревнования на Кубок России, точнее, 16-й этап этого спортивного мероприятия, наполненного здоровым азартом.

Начало сражению положил старт свердловчанина Бориса Фаизова. Он выступал против Сибирского федерального округа. Команда последнего составлена из лучших спортсменов Барнаула, Новосибирска, Бердска, Томска. Атаковал Фаизова истребитель Игоря Щелевого. В его экипаже механик Михаил Пуговкин. Оба – кандидаты в мастера спорта. У пилота Фаизова механиком Игорь Шаров, мастер спорта международного класса. Почему акцентирую внимание на механиках? Потому что в этом виде спорта от них зависит многое. Для сравнения: в гонках в «Формуле-1» машину к старту одновременно готовят 17 человек. А тут – один. Ко всему прочему, механики умеют превосходно летать. В состязаниях они это продемонстрировали.

Конечно, ведет бой пилот. Его «фронтовой» опыт неоценим. Так вот, посланец Екатеринбурга имеет высший титул – заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион мира и Европы. Мало кто сомневался в его победе – он набрал 680 очков против 538 «врага».

Настал черед следующего поединка. Он, во-первых, интересен тем, что здесь «скрестили винты» моделей Владислав Мартынов из клуба «Московский» (у него первый юношеский разряд) и ас из Новосибирска Сергей Савелков. Правила позволяют в чисто взрослые, так сказать, соревнования вводить детей, чтобы пороху понюхали, им принимать смену.

Боевые машины далеко в небе, а пилоты-то на земле – в очерченном круге пара выделывает друг вокруг друга замысловатые па, как танец индейцев племени тимукуа. Значит, в облаках истребители, от них вниз тянутся два кордовых троса, пристегнутых к ручкам управления в руках пилотов. Надо не прозевать атаки противника в воздухе, а на земле, не дай Бог, заступить за черту круга – вмиг оштрафуют на 40 очков, и твои 20 секунд в воздухе псу под хвост.

Автор даже хотел было предложить судейской коллегии учредить для Мартынова специальный приз «За мужество». Оказывается, ничего особенного – жребий составляет пары бойцов. И, знаете, какое-то время бой между противниками разных возрастных категорий шел на равных. Рубили друг другу «хвосты» – это трехметровые ленты красного и синего цветов, тянущиеся за моделями. У Владика синяя лента. Смысл сражения и состоит в том, чтобы отрубить хвост. Можно под корень. Но лучше частями: за каждый отруб присуждают 100 очков. Можно не гоняться за доспехом, а просто продержаться в воздухе положенные 4 минуты. Каждая секунда в воздухе приносит 2 очка. Но сто враз куда лучше.

Таранились истребители. Падали на землю. Коль не истекло время боя, можно поднять в небо другую модель. До 30 летающих единиц привозит экипаж на чемпионат. Вот тут показывает свою сноровку механик. Кстати, атака противника, не имеющего своей ленты, вообще грозит дисквалификацией.

Ас, понятно, бой выиграл. Но без явного преимущества: у Влада Мартынова 518 очков, Сергей Савелков набрал на сто больше, то есть лишний отруб «хвоста».

Тем временем бои продолжаются. В солнечном небе молнией проносятся истребители из Ханты-Мансийска, Ноябрьска, Омска, Перми… Знакомлюсь с членами жюри.

– Что-то ваши земляки всегда были в авангарде, а сегодня выступают слабовато, – говорю судье международной категории И. Ереклинцеву из Челябинска.

– Согласен, – отвечает Илья Васильевич, – видите ли, здесь нет основного пилота. Сегодня он представляет Россию в Швеции, на следующей неделе будет в Дании, затем в Германии. Кто это? Мой сын Павел. А вообще мы в разных странах бываем. Из Барселоны недавно вернулись. И вот что вам скажу: россияне летают лучше. Что ещё отмечу: лучшего кордодрома в стране, чем ваш, нет нигде. В Москве есть, но похуже, чем в Московском.

Пока спортсмены готовятся к следующему бою, приглашаю читателей пройтись по кордодрому и авиамодельной лаборатории. Кордодром начали строить в апреле, завершили в июле. Объект находится на балансе МО. Вижу в книге почетных гостей пока одну запись, от губернатора: «Желаю всем занимающимся этим видом спорта успехов, интереса, хорошего драйва. В. Якушев».

– При сдаче сооружения в эксплуатацию районное руководство велело, чтобы здесь занималось не менее 40 человек. На сегодня уже 48, будет больше. В основном дети из не очень обеспеченных семей. Всех выводим в люди, – рассказывает глава муниципального образования «Московский» Александр Петров.

Интересуюсь:

– У вас же здесь часто бывает председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов. Почему он не представлен в книге гостей?

– Так он же не гость, – вступает в разговор играющий тренер и преподаватель Владимир Колмаков. – Сергея Евгеньевича мы выбрали председателем региональной Федерации по авиационным видам спорта. Он нами и руководит, помогает во всем.

Чем только не оснащена лаборатория: станки различные, инструмент. Конечно, и моторы поступают – удовольствие это дорогостоящее. Двигатели делают на Украине, в Москве и Новосибирске. Те, что покупаются – вроде бы опять в братской стране, устраивают по цене и качеству – от 10 до 15 тысяч рублей за штуку, московские дороже раза в три-четыре, новосибирские сыроваты…

А под потолком «летит» очень красивая модель самолета.

– Это японский истребитель «Зеро» фирмы «Мицибуси», – поясняет Владимир Владимирович. – Они, начиная с 1938 года, использовались и в нашей авиации с красными звездами на крыльях. На Кубинке и в других испытательных центрах изучали «мессершмитты» и «фокке-вульфы». Как они к нам попадали? Бывало, их угоняли с германских аэродромов. Бывало, поступали в порядке обмена, ведь Люфтваффе тоже летало на наших «И-16», «Ла-5» и «Ла-3, «Мигах»… (Был же договор о ненападении). Началась война – и враждующие стороны уже знали про слабые и сильные места истребителей и бомбардировщиков. Пользовались этим.

Так вот, модель построил для себя Юра Грачев, мой механик, мы с ним 25 лет служили в одном экипаже. И держал «Зеро» у себя дома. У Юры жил попугай Кеша, очень ревностно относился к истребителю. Скажет «Дурррак Зеррро» – и давай его клевать. Вот следы на стабилизаторе руля, хвостовом оперении. Светлая ему память. Юра завещал аппарат клубу. Аппарат, понятно, полностью восстановили.

– И летает «Зеро»?

– Авиамодельная лаборатория макетами не занимается.

Вижу, в «бой» вступает мастер спорта Владимир Колмаков. Он атакует коллегу из Омска Сергея Хомякова и наносит «врагу» потери: от ленты остается лишь коротенькая веревочка.

Омича Колмаков победил, дав ему фору в 160 очков. За эти два дня ас принял участие в пяти боях, в двух, увы, уступил – техника подвела: как говорится, железо есть железо. А может, с новым механиком ещё не притерлись друг к другу. Новый, между прочим, человек летающий – да, да, тот самый Владик Мартынов. Прежний механик Даниил Вонтлый защищает диплом в нефтегазовом университете, призывается на армейскую службу.

Замечу, Владимир Колмаков в рейтинге воздушных бойцов занимает 5-е место из списка в 190 человек.

– В сентябре этого года в Тюмени состоится так называемый чемпионат чемпионов – 16 лучших будут бороться за то, чтобы попасть в первую пятерку. Они и войдут в сборную команду Российской Федерации на чемпионате мира. Готовимся, надежды не теряем, – улыбается Владимир Владимирович.

Правда, тюменцам ещё не раз придется померяться силами с асами страны. На днях в Новотарманске состоятся воздушные бои радиоуправляемых моделей. Довольно интересное зрелище: в небе одновременно сражаются не две модели, а 5-6.

…Наконец, следует финальная часть соревнований. За «золото» борются трое: одноклубники из Екатеринбурга Борис Фаизов и Юрий Господарик, заслуженный мастер спорта из Пермского края Николай Нечеухин. Последнего судьба свела схватиться с Господариком (красная лента). «Синий» бесстрашно атакует и добивается успеха – уже в первые минуты отрубает два куска красной ленты. Значит, для выигрыша Господарику нужны три «отруба». Кто же позволит? Время идет, до конца встречи остается две с половиной минуты.

Нечеухин плотно защищается. Господарик прессингует. Ему терять нечего, он уже летает без ленты, но, искромсав «хвост» противника, вполне может вырвать победу. Активности бы больше! Но, наверное, силы на исходе. Вот атака! Мимо ленты… До конца боя остается 1 минута 26 секунд, если летать и далее без потерь, за счет времени пермяк может заработать 172 очка. А нужны они ему, коль запас прочности достаточно велик? Нет, рисковать не стоит. И хитрый Нечеухин запрашивает посадку, правилами это допускается. Всё, мягкое приземление – и первое место в кармане.

За «серебро» в буквальном смысле слова рубятся свердловчане Фаизов и Господарик. Та-а-акая в небе круговерть! Стукнулись модели под проплывающими мимо облаками. Кусок крыла истребителя сваливается аккурат под ноги автора этих строк. Под целлофановой обивкой модели обнаруживаю четыре монетки: две по 10 копеек, две – по 5. Для балансировки положены или на счастье, как подкова над порогом авиамодельной лаборатории? Увы, заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион мира и Европы проиграл земляку, мастеру спорта Юрию Господарику.

В общекомандном зачете первыми стали пермяки, вторыми – свердловчане, третье – у команды спортивного клуба «Московский». Нашим «бронзу» не видать бы, как собственных ушей, если бы не замечательные воздушные бои юношей в своей возрастной группе – Вадима Мициха и Владика Мартынова, завоевавших два первых места. Механиком у того и другого был Даниил Вонтлый. Отменная подрастает смена!


2553