ЗАО «Успенское» эффективно хозяйствует на полях
Главный агроном этого сельхозпредприятия по весне всегда скромничает. «Мы в посевную в передовики не рвёмся, – говорил он и на этот раз по телефону. – Так что хвалить нас в газете нет причин».
Да, сейчас другое время – оценивать посевную многие предпочитают не по бодреньким отчетам об окончании весенних полевых работ, а по урожаям, привесам и надоям.
– Рассуди, пожалуйста, – беседую с Владиславом Семеновым, – кто прав? Один из руководителей говорит, что с севом надо подождать до середины мая, когда активно полезут сорняки, механически уничтожить их, а затем размещать семена. А некий районный начальник утверждает, что поскольку есть очень эффективные гербициды, то сеять требуется пораньше.
– Тот и другой по-своему правы, – улыбается Владислав Кириллович. – Следует учесть, что средства защиты растений не всегда можно применить, к примеру, на севе мелкосеменных культур. Им противопоказаны противозлаковые гербициды (против овсюга и пырея).
Нынче «Успенское» на девятистах с лишним гектарах вместе с пшеницей ведет подпокровный сев многолетних мелкосеменных бобовых трав. Вначале размещают пшеничку, а через три дня подсеивают клевер или люцерну с дополнительным уничтожением сорняков. Чтобы не было затенения, количество хлебных семян сокращают на 30 процентов, на урожае это сказывается незначительно. Осенью убирают зерно, а последующие два года дважды за сезон скашивают массу клевера и люцерны. После трав остается хорошо структурированная почва, сохраняется гумус, улучшается воздушный режим для произрастания последующих культур.
На пути к угодьям Зырянского цеха растениеводства главный агроном показывает отечественный культиватор с модульными рабочими органами. Очень полезный агрегат. Пропалывает поле не подрезанием сорняка, а вытаскиванием его с корнями из земли. Выдергивает, как в ручной прополке. И после этого хорошо мульчирует почву. Получается закрытие влаги еще в один след.
На одном из обработанных таким образом полей видим посевной комплекс «Джон Дир», который только что заправили семенами. Механизатор Борис Иванов спустился из кабины мощного трактора. Не первый год встречаемся с ним на Зырянской земле. Десять лет назад переехал он из соседнего района Свердловской области, где для трудолюбивого человека не было работы. Сегодня вечером их с механиком Сергеем Мироновым сменит другой экипаж. Три посевных комплекса «Джон Дир» в ЗАО трудятся круглыми сутками.
– Мелкие проблемы на севе, конечно, возникают, – говорит Сергей Миронов. – Где болты порвет, где шланги потекут… За техникой во время напряженной работы глаз да глаз нужен. Взять, к примеру, это поле. Раньше рядом деревня Космакова стояла. Так еще старое космаковское железо часто на лапы надевается. Сейчас вот Борис заправлял сеялку, а я ее состояние осматривал. Сделал по телефону заявку на замену некоторых деталей. Сменщикам технику сдадим, как положено.
Из ярового сева на 4500 гектарах к моменту выхода этого номера газеты успенские земледельцы засеяли весь зерновой клин, поля под кукурузой… На срок после 1 июня остаются лишь небольшие посевы викоовсяной смеси на занятых парах. Перезалужение старозалежных плантаций многолетних трав нынче не планируется. На их месте уже заложили более эффективные смеси многолетников с преобладанием бобовых.
Пашня в ЗАО «Успенское» сокращается с каждым годом. Сельхозпредприятие не является собственником земли, а владельцы паёв продают свои гектары под строительство, сдают в аренду фермерам… Идет интенсификация растениеводства. Поэтому хозяевам приходится вновь и вновь ломать голову. Сегодня при большом стаде высокопродуктивного скота требуется постоянно изыскивать резервы. Владислав Кириллович говорит, что за счет более продуктивных травосмесей сократили площади под многолетниками с 3500 гектаров до 2400. Генеральный директор Людмила Захаренко постоянно заботится об оснащении растениеводства самой современной высокопроизводительной техникой. Идет поиск новых урожайных сортов зерновых и кормовых культур. Даже добрались до лучших достижений ульяновских селекционеров. Их пшеница интенсивного типа «симбирцит» уже второй год отвоевывает себе место на успенских полях.
– Интенсивные сорта требуют такого же питания, – начинаю очень больную для тюменских аграриев тему. – Вынос питательных веществ превышает их внесение в несколько раз.
Семенов говорит, что нынче внесли 1200 тонн аммиачной селитры. Минеральное питание проводится по программе, созданной после обследования почв. Однако «минералка» всего не восполняет. Для прироста гумуса необходима работа с органикой. Для этого, например, оставляют измельченную солому в почве, благоприятно сказываются и посевы многолетних трав…
Неподалеку от Успенки, как иллюстрация к словам главного агронома, несколько «КамАЗов» свозили навоз в гигантский бурт посреди поля. Когда он перепреет, удобрение внесут под осеннюю вспашку.
– Мы сейчас, – продолжает Вячеслав Кириллович, – в основном восстановились по азоту. В ближайших планах массовое применение сложных удобрений. Конечно, пугает их дороговизна, но другого пути к высоким урожаям нет. Ведём известкование, поскольку имеем слабокислые, близкие к нейтральным, земли. Как известно, после химической мелиорации минеральное питание лучше растворяется в почвенном растворе и, соответственно, лучше усваивается растениями. Все это позволит получить значительно более качественные зерно и корма, а от них по цепочке – высокие привесы и надои. Работа агронома нынче не должна проводиться втёмную. Раньше специалисты обходились хаотичными записями в блокнотиках, которые, как правило, теряли, и нельзя было восстановить и проанализировать ситуацию за сезон, за несколько лет… Сегодня ему обязательно нужны компьютер с соответствующими программами и лабораторное оборудование, позволяющее проводить скоростной анализ… Туда, где этого минимума нет, выпускники сельхозакадемии идут неохотно. Ведь не одни социальные вопросы их интересуют.