Небо короля воздуха

Служению авиации инструктор станции юных техников посвятил жизнь

Авиамодельный спорт весьма почитаем в нашей области. Земляки не первый год занимают призовые места на чемпионатах России. Человек, впервые поднявший в небо копию истребителя, бомбардировщика, гражданского судна, как правило, занимается этим делом всю жизнь. Автор знаком с тюменцем, который на старости лет строит модели, а затем показывает их на соревнованиях различного ранга. Он в своем увлечении устоял перед всеми другими прелестями жизни: модели – и ничего лишнего!

Костяк сборной команды Тюменской области составляют спортсмены из областного центра, поселков Московский и Новотарманский. В победителях значатся как взрослые, так и дети. Сколько восторгов и гордости вызывает мальчишка двенадцати лет, который, представляя наш славный регион, становится первым в стране!

Но ведь всему есть начало. Были и есть энтузиасты, прокладывающие дороги в небо. Давайте полистаем страницы не такой уж далекой истории.

…Светофор в областном центре имелся один: на перекрестке улиц Первомайской и Республики. А парк машин в городе все прибывал. И начальник областной ГАИ В. Петров для дублирования единственного «красного, желтого, зеленого» поставил регулировщика с жезлом.

И вот стоит служивый посреди улицы Республики, бывшей Спасской, потом Благовещенской, потом Царской, чуть было не ставшей Сталинской. Вдруг он видит в наступающих сумерках нечто белое, несущееся прямо на него. В метре от регулировщика объект резко свернул вправо. Мощный воздушный вихрь сбил с гаишника фуражку с кокардой. Служивый добежал до здания областной ГАИ, расположенной рядышком, на улице Кирова. Стал, заикаясь, докладывать такому же молодому, как и сам, дежурному:

– Там… там… что-то такое… И прямо, значит, на меня… Летит, значит, низко над землей…

Тем временем пилот «НЛО» Юрий Щеголев с улицы Первомайской повернул налево, на Герцена, а потом вправо – там кварталы «писательских» улиц: Грибоедова, Короленко, Достоевского, тут сам черт ногу сломит. Щеголев еще не знал, что гаишники устроят погоню за ним и в родном Свердловске. Но туда для начала предстоит добраться, а дорога всегда полна неожиданностей…

Этот «НЛО» некогда и впрямь был летающим аппаратом. Нынешний его владелец разрезал планер чехословацкого производства вдоль на две равные части, приклепал между ними дюралюминиевую вставку. Установил мотоциклетный мотор c пропеллером, а затем полученную комбинацию поставил на две лыжи. В итоге вышли аэросани марки «ЮЩ».

Конструкция была придумана так, что полозья за считанные минуты менялись на колёса – шасси. Именно на них и катилась машина в сторону Свердловска. Там в своё время конструктор «ЮЩ» Юрий Александрович мастерил аэросани для маршала Г. Жукова, в бытность последнего командующим Уральским военным округом. Аппараты «ЮЩ-1», «ЮЩ-2» и прочие вплоть до последней седьмой модели как раз и являлись охотничье-рыболовной материальной частью, изготовленной по заказу руководства УрВО. Те аэросани снабжались двигателями самолёта По-2.

Редкие в 60-е годы прошлого века аэросани воспринимались публикой наравне с космическим кораблём. Когда Щеголев демонстративно прокатывался на своём «ЮЩ-7», а затем на более совершенном «ЮЩ-8» по льду Туры, народу по берегам собиралась тьма-тьмущая. Мост по улице Челюскинцев превращался в зрительскую трибуну, откуда можно было наблюдать за всеми фигурами пилотажа, вытворяемых Щеголевым.

Но сегодня Юрий Александрович спешит в Свердловск на традиционную встречу с земляками. В кабине аэросаней не только сам пилот и конструктор. Есть ещё пассажир: подросток в овчинном полушубке, подшитых валенках, в шапке с завязанными под подбородком ботиночными шнурками. Пассажира зовут Паша.

– Я уж потом пожалел о том, что напросился в попутчики к Юрию Александровичу, – вспоминает Павел Юрьевич Буйносов. – Холодно в салоне. Конечно, выхлопная труба немного греет, но тепло достаётся ногам пилота – там проходит труба, а выходит у ушей пассажира, так что мне доставался лишь грохот, кажется, и сейчас стоит шум в голове.

На добротном участке автомагистрали в районе аэропорта Кольцово замерили скорость «ЮЩ-7»: сто сорок километров в час! По тем временам совсем неплохая прыть. В Свердловске тюменцев встречали братья Дорошенко, все трое – воспитанники Щеголева, чемпионы мира по авиамодельному спорту. Они ставили на свои модели истребителей самодельные двигатели. Изготовить в домашних условиях мотор – то же, что блоху подковать: отлить блок, выточить поршни, смастерить коленчатый вал…

Так вот 23 февраля в уральской столице как раз и проходили традиционные соревнования авиамоделистов. Сюда ежегодно съезжаются спортсмены из Перми, Кургана, Челябинска, Нижнего Тагила, Тюмени, Омска… Несмотря на все ухищрения уральцев, тогда воздушный бой выиграли тюменцы, хотя модели последних были оснащены обычными моторами класса «Метеор», конечно, тоже немного переделанными. Юрия Щеголева не зря называли королём воздуха. Он, играющий тренер, рубил в буквальном смысле слова хвосты истребителям противника. Механиком у «короля» бессменно служит Коля Мясников.

…А давно ли переступили порог станции юных техников (бывший товарный склад купца второй гильдии Николая Чукмалдина)? В тесную прихожую выходят несколько дверей. Одну из них боязливо приоткрыли, и в образовавшуюся щель просунулись две подростковые головы. Мальчики ещё робко постучали, но уже с внутренней стороны двери.

– Входите, если не кредиторы! – отозвался хрипловатый мужской голос.

Пройдя в глубь помещения, Вова Станев и Паша Буйносов первым делом увидели густо развешанные по стенам модели различных самолётов, отдельные части – крылья, фюзеляжи, оперения, пропеллеры, свисающие полосы прозрачно-белесой бумаги, рулоны ещё чего-то. Под всем этим хозяйством хлопотал, сверкая какими-то непонятными инструментами, приземистый, словно пароходный кнехт, мужчина: тёмные волосы с серебром на висках. Глубокие складки в уголках губ придавали лицу судейскую суровость.

– Ну, с чем пожаловали? – поднял глаза на вошедших.

– Станция юных техников здеся?

– Здеся, – передразнил мужчина. – Чего хотите?

– Так в кружок записаться, – сказали мальчики хором.

Мужчина отвернулся к окну. Взяв со стола одну из множества раскиданных деталей, поднёс её к носу и стал рассматривать на свет. Помолчал, взял другую деталь, долго вглядывался, а уж потом нехотя произнёс:

– У вас же сейчас урок. Химия.

– У нас физра. Не химия.

– А-аа, урок – значит, химия! – отрезал мужчина с судейским взором. Он уважал исключительно авиацию, служению которой инструктор станции юных техников посвятил жизнь. Неотъемлемой частью воздушного флота считал авиамодельный спорт. Начался первый урок.

– Значит, так, – окинул инструктор глазами класс, – двоечников мне на дух не надо… Так-с, вот…э – ээ…как звать-величать? Георгий Дозорцев. Что там у тебя значится в дневнике?

– Ну…три…в основном…

– Гений. Ладно, садись. Нет, стой! Вижу, что дым из ушей поднимается. Выйди вон! Встанешь в коридоре на сквозняке, продует – зайдёшь. И вообще, впредь увижу куряку – надеру уши.

Пока Дозорцев продувался, будущие моделисты знакомились с оснащением кабинета. Чего только здесь нет! Вот дрель, нож и скальпель. А дальше рубанок, сверло, тиски. Имеются надфиль, напильник, лобзик, керн. Eсть пробойник, рашпиль, пассатижи, ножницы, лекало, транспортир, зубило. Тут же паяльник, штангенциркуль, кусачки, дисковая пила – ещё много чего пока незнакомого. Всем этим предстояло научиться пользоваться.

– Начнём с теории полёта аппарата. Зарубите у себя на носу: подъемную силу создаёт крыло! – воскликнул инструктор и, сняв со стены почти прозрачную конструкцию, покрытую голубоватой плёнкой, продолжал: – Вот оно, крыло. Ставится под некоторым углом к встречному воздушному потоку. Сие понятие обозначается как угол атаки. Понятно, Закроев?

– Ну… понятно… пока. Это два умножить на два, три на три, пять на пять…

– Прямо Лобачевский. Значит, если скорость увеличить в два раза, то подъёмная сила возрастёт в четыре раза и так далее. Поди-ка и уравнение Бернулли уже изучили?

– Не-а, физику нам пока не дают.

– Ну, начнём без неё… Короче, будем делать крыло. Оно должно быть удобообтекаемым. Планер, любой другой летательный аппарат без двигателя и винта может парить в воздухе очень долго, преодолевая при этом огромные расстояния. Ещё в 1934 году планерист Симонов подержался в небесах более 35 часов. В Великую Отечественную войну на планерах доставляли партизанам оружие, взрывчатку, боеприпасы, еду, а также бойцов – подрывников, радистов. Об этом пишет в своей книге «Война в тылу врага» мой друг, Герой Советского Союза Георгий Михайлович Линьков.

Покопавшись на полках, Щеголев достал толстенный том.

– Вот он, роман. Я дам его почитать… Кому? Буйносову. Осилишь – передашь товарищам.

Так получилось, что книга осталась у Павла Буйносова на вечном хранении. На внутренней обложке сине-зелёными химическими чернилами перьевой ручкой выведено: «Юрию Александровичу Щеголеву, человеку с пытливым умом и беспокойным сердцем от автора. И подпись: Г. Линьков. 17 сентября 1961 года».

Через много лет, после того как Буйносов окончил школу, а потом Тюменский инженерно-строительный институт, он узнал, что грузы, продовольствие, подрывников, радистов доставляли Бате на планерах А-7 конструкции О.К. Антонова. Этими летательными аппаратами были оснащены два авиадесантных полка. А делали планеры в Тюмени на заводе №241, эвакуированном осенью 1941 года из подмосковного Тушино.

Окончание следует


2450