Люди с больной душой

В Тюменской филармонии прошли долгожданные гастроли Московского театра Ленком. Легендарный коллектив привез в наш город спектакль «Пролетая над гнездом кукушки», поставленный болгарским режиссером Александром Морфовым.

Произведение Кена Кизи давно стало культовым в среде интеллектуалов. Оно настолько многослойное, что заставляет человека задуматься о своем месте в этом мире и о самом мире в целом. Для нескольких поколений лучшим исполнителем роли главного героя Макмэрфи остается Джек Николсон. Фильм Милоша Формана в свое время получил несколько Оскаров и имел оглушительный зрительский успех.

Так что браться за такой сложный материл нужно было очень аккуратно, полностью уверенным: тебе есть что сказать публике. Изначально постановка задумывалась под Александра Абдулова, он же выступил сорежиссером. Но время внесло свои коррективы, к счастью, Ленкому удалось сохранить спектакль. В Тюмени главную роль должен был играть Александр Лазарев-младший, но печальное обстоятельство чуть было не сорвало гастроли. На выручку пришел Андрей Соколов, срочно поменявший свои планы. На данный момент роль Макмэрфи они играют по очереди. Честно говоря, я не представляла Соколова в этом образе, возможно, сказывались стереотипы, возникшие из-за его работ в кино. И была приятно удивлена с первого же появления Соколова на сцене, приняв его в роли Макмэрфи.

Неоновый свет, белый кафель, пациенты в пижамах, ощущение полной оторванности от мира. Здесь словно параллельная вселенная со своими законами. А во главе стоит не врач, а старшая сестра Речид. Она говорит спокойным голосом, кажется, что искренне заботится о больных, но на самом деле она упивается своей властью. Одинокая, озлобленная женщина все свои силы тратит на то, чтобы унижать беззащитных людей. И вот в этом мирке, где царят страх и доносы, появляется Макмэрфи, направленный сюда психиатром из тюрьмы. Он и не думает притворяться душевнобольным, и не намерен изменять своим жизненным убеждениям. Оставаться самим собой в сумасшедшем доме – задача почти невыполнимая. Впрочем, и в реальной жизни, в окружении, казалось бы, нормальных людей, оставаться свободным человеком невероятно сложно.

Перед глазами зрителей проходит целый калейдоскоп сломанных жизней, у каждого героя своя история, но в том, что судьба не сложилась, зачастую виноваты они сами. Не смогли сопротивляться обстоятельствам, струсили, сдались, и для некоторых из них психиатрическая клиника – убежище от всех бед. Актеры работают потрясающе слаженной командой, ни один герой не затмевает другого, а все вместе они играют спектакль, где смех и слезы идут рука об руку. Пронзительный финал заставляет зал замереть с комом в горле, а потом разразиться долгими овациями.

Перед спектаклем ведущие артисты встретились с тюменской прессой. Разумеется, больше всего вопросов было к народному артисту России Андрею Соколову.

– Когда идешь на спектакль по такому известному произведению, никуда не деться от желания сравнить его с книгой и фильмом. Как вам удалось не повторяться?

– Это разные жанры, и даже те, кто видел фильм, иногда признаются, что открыли для себя что-то новое, именно посмотрев наш спектакль. В картине играет потрясающий Николсон, но все держится на нем. У нас же каждый персонаж – личность. И ключевая фраза спектакля: «Это не сумасшедшие, это люди, у которых больная душа». И потом, перенести на экран все эти эмоции гораздо легче, есть дубли. Здесь каждый раз играешь, словно на премьере. У нас очень современный спектакль, хотя роман был написан в 60-е годы, и он про американцев того времени. Зрители с удивлением замечают – все, там заложенное, про сегодняшний день. Это общечеловеческая история.

– Спектакль идет уже шесть лет, бывают импровизации?

– Конечно, никогда нет двух одинаковых спектаклей. К тому же он поставлен так, что есть моменты, которые можно сыграть по-разному, чуть громче, чуть тише.

– После спектакля обсуждаете, что получилось, что нет?

– Обычно во время репетиций, вспоминая предыдущий спектакль. Но мы друг друга не ругаем. Ведь что-то не так сыграно не потому, что этот человек диверсант.

– Андрей, трудно было вводиться в готовый спектакль?

– Поскольку я пошел в готовую конструкцию, то старался соответствовать уже заданному строю. Меня все полностью устраивало – и видение режиссера, и партнеры. Это уже не первая встреча с данным произведением. Когда я заканчивал Щукинское театральное училище, ставил «Пролетая над гнездом кукушки». Это был один из моих любимых романов. И я рад, что смог поучаствовать в спектакле Ленкома. Хороших ролей мало, а такого масштаба еще меньше, и для актера это настоящий подарок судьбы. Когда материал настолько глобальный, то и копаться в нем можно бесконечно. Я в каждом спектакле открываю для себя что-то новое.

– Вы где-то сейчас снимаетесь?

– Да, мы заканчиваем последний блок сериала «Адвокат». Потом готовится международный кинопроект, еще есть фильм «Белый мавр». А летом собираюсь поставить спектакль в Кемерово.


2394