Рыбохозяйственной деятельности – биосферную концепцию!

Государственная Дума России готовится обсуждать Закон «Об аквакультуре». Мы попросили старейшего сибирского рыбохозяйственника, экономиста Бориса Константиновича Шевелева поделиться своим мнением об этом. Ему слово.

С учетом того, что мне еще в 70-х годах прошлого века впервые в стране довелось разрабатывать научные основы организации и экономики рыбохозяйственной деятельности, позволю себе кратко остановиться на ней. Покажу рыбохозяйственную деятельность с различных точек зрения. С политической она представляет собой теорию развития права собственности на землю, включая покрытую водой. С экономической точки зрения, это постоянное пользование биосферными системами, обладающими свойством биопродуктивности, которые, как в сельском хозяйстве, одновременно являются средствами и предметами труда.

Следовательно, и главным средством производства, где первично воспроизводство. С биотехнической точки зрения, рыбохозяйственная деятельность характеризуется как совокупность приемов и методов биотехники. А история рыбохозяйственной деятельности – это последовательность глубинной, сущностной смены систем: архаичная добыча (рыболовство) – рыбоведение-рыбоводство – их синтез.

Напомню также, что рыбохозяйственная деятельность в ее истории представлена строго научной экономической структурой. Так, понятие «добыча» (рыболовство) относится к девственной природе и отличается отсутствием запрета на «сырой материал», то есть на посадочный материал всех видов. Иначе говоря, имеет дело с «сырым продуктом». За ней следует «рыбоведение» (разведение дикой рыбы в естественных природных условиях) с его научной «рыбохозяйственной биотехнией», с адекватной аграрной сущностью и экономикой. Напомню, что в России «рыбоведение» получило начало с наступлением XX века, когда были разработаны и введены первые «Правила рыболовства». Оно в своем движении было призвано осваивать переходное пространство как «сырого продукта», так и «сырого материала», сопровождаться научной интенсификацией. Проще говоря – осуществлять переход от архаичной добычи к биотехнике, где первично воспроизводство, к управлению биоресурсами. Далее и параллельно следует «рыбоводство», которое построено на «сыром материале». Тоже сопровождается развитыми интенсификационными работами и затратами. Материальные расходы на центнер производства белка в 2-3 раза выше, чем в рыбоведении. Более ограничено климатическими условиями.

Теперь об аграрной сущности рыбохозяйственной деятельности. Раньше я убедительно показал ее на фундаментальном уровне биосферного синтеза с его «живым веществом». Ныне намерен обратиться к отраслевому мышлению. В частности, к работе отечественных ученых-биологов Л.С. Бердичевского, Б.В. Веригина, Б.Г. Иоганзена. Они еще в 70-х годах прошлого века разработали комплекс мер по рыбохозяйственной биотехнии. Эпиграфом к их работе я бы назвал следующее опубликованное ими утверждение:

«Главной биологической предпосылкой и огромным преимуществом развития высокопродуктивного рыбного хозяйства на внутренних водоемах является непрерывное самопроизводство как промысловых рыб, так и их кормовых организмов. И это коренным образом отличает его от отраслей, имеющих дело с неживыми ресурсами, таких, как, например, добыча полезных ископаемых».

Это подтверждает биосферную, т. е. аграрную сущность, которая характерна не только для внутренних, но и для всех рыбохозяйственных водоемов. И, как экономист, добавлю, что ей должна соответствовать адекватная организация и экономика постоянного пользования биологическими ресурсами.

Непростительно то, что наша власть уже второй век отсекает весь этот богатейший потенциал рыбохозяйственной деятельности ведомственным заготовительным экономическим организмом. Отсечены, не допускались и не развивались: «рыбохозяйственная биотехния» и отрасль «рыбоведение» с их аграрной сущностью, экономикой и специалистами. Их подменили ручной ихтиологией. А по большому счету, отсечена вся рыбохозяйственная деятельность!

Надеюсь, читатели поймут, что я впервые, по своей инициативе, кратко обосновал и представил не добывающую, а воспроизводственную экономическую концепцию будущего Закона «О рыбохозяйственной деятельности». Для разоренных акваторий России альтернативы нет!


2332