«…Собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа».
В Сибири в каждой православной семье обязательно были иконы: скромные или настоящие шедевры, выполненные местными мастерами. Теперь это не только уникальные явления искусства, но и свидетели истории.
Иконы валялись в мусоре
В 1939 году во время экспедиции в город Березово сотрудники Омского музея обнаружили уникальные холсты в разрушенном Воскресенском храме. Лики святых валялись в мусоре. Когда их начали реставрировать, открылись подписи: 1800 г., Тобольск.
Значит, написаны они в Тобольских епархиальных мастерских, где трудились выходцы с Западной Украины. На иконе «Успение Богородицы» сохранилась и надпись благотворителя, как сейчас сказали бы – спонсора. Это купец Андрей Сергеевич Семенов, и вполне вероятно, что именно он изображен на полотне. Среди людей, одетых в священнические одежды, явно выделяется человек в белой рубашке, его взор направлен не на Богородицу, а на небо. Так иконописец увековечил доброе дело спонсора. Мы же должны быть благодарны омскому ученому Андрею Федоровичу Палашенкову, спасшему лики святых от уничтожения, и сотрудникам Тюменского музея изобразительных искусств, собравших богатейшую коллекцию икон. Искусствовед Ирина Мануйлова рассказывает:
– Мы ездили в экспедиции по Тюменской области. Первым делом шли к представителям власти и в милицию. Спрашивали: «Где у вас тут самая старая деревня?». Денег на приобретение икон давали мало, но время было не то и люди другие. Частенько нам просто отдавали иконы, говорили: «Бабушка умерла, от нее остались образа, выбросить жаль да и грешно». Держать в доме иконы в эпоху атеизма не приветствовалось, вроде как и стыдно. Куда их девать? И тут мы приезжали очень кстати.
– Во сколько примерно оценивается старинная икона?
– Дело не в материальной стоимости. Но, конечно, все имеет свою цену. Стоимость зависит от уровня профессионализма. Если икона писана в известной мастерской, это уже большой плюс. Далее смотришь, какая традиция, какой материал, есть ли позолота, учитываешь сложность сюжета и т.д. Икона народная или академическая? До революции Сытинская типография печатала образа. Иконы штамповали, как консервные банки, теперь цена такой бумажной иконы 1500 рублей. Но если образ рукописный, цена другая, ее определишь только после экспертизы.
– Как относятся представители духовенства к тому, что иконы хранятся в музее – светском заведении?
– Некоторые батюшки требуют отдать их в храмы. Но это государственная собственность. Верующий или неверующий человек пришел в музей, нам это не важно. Главное, дать ему знания о древнерусском искусстве, истории, у неверующих появляется интерес к церкви.
В начале 80-х годов с целью сохранности мы поставили на учет все имеющиеся в тюменских церквях иконы. Документы составили в трех экземплярах и отправили их в Министерство культуры, комитет по культуре, в храм.
Кто покровительница Сибири?
О каждой иконе Ирина Мануйлова знает удивительные истории, от ее рассказа и той особенной энергетики намоленных образов душа наполняется светлым чувством.
– На протяжении веков возникло несчетное число образов Богоматери. Сейчас насчитывается 600, но это малая толика того, что есть, – поясняет Ирина Александровна. – Например, в общеизвестных каталогах Чимеевский образ Божией Матери не значится. Почему? Сначала святой почитается в определенной местности, потом его рассматривает Синод, и тогда уже икону включают в официальный каталог. В Тюмени была особо почитаемой икона Богоматери «Знамение». Она прославилась чудесами. По легенде в 1169 году суздальцы хотели захватить Новгород. Одна из стрел угодила в икону, и средь бела дня напала тьма, суздальцы обратились в бегство. Город был спасен. С тех пор новгородцы стали считать эту икону святыней. Новгородцы, придя в Сибирь на постоянное место жительства, за основу создания местной иконы взяли святыню своего города, так появилась Абалакская икона Богоматери «Знамение». Она является хранительницей Сибири. По преданию, икона написана в 1637 году тобольским протодиаконом Матфеем «после видения одной благочестивой вдове». Хранительница для Сибири была необходима, так как строились города-остроги, их приходилось охранять. Мы знаем, что Кучум недружелюбно встретил пришельцев.
1 (14) октября, когда снег покрывал землю, отмечался праздник Покрова Богородицы. Он был популярным, к тому времени заканчивались сельскохозяйственные работы, в домах изобилие. Девушки говорили: «Матушка Богородица, покрой землю снежком, а меня – белым платком». То есть фатой. Замужняя женщина обязательно ходила в платке, если она покажется на людях без платка, говорили: «опростоволосилась».
Интересна икона Богоматери 18-го века «Нечаянная радость». Предание об исцелении некоего юноши через эту икону описано в книге святителя Димитрия Ростовского. Петр Первый прочил его на Тобольскую кафедру, но по причине его болезни направил к нам Филофея Лещинского, с чьим именем связано появление в Сибири первого театра. А по произведениям Ростовского в Тобольской семинарии ставили рождественские постановки. Этой иконе в 1918 году молился последний царский губернатор – Николай Александрович Ордовский-Танаевский, она помогла ему выйти из плена и эмигрировать из России, тем самым жизнь его была спасена.
Другой святой – Николай Чудотворец – очень любим в Сибири. К нему обращались по любым обстоятельствам. У каждого святого, говоря мирским языком, своя «специализация». Например, святая Варвара – покровительница строителей, артиллеристов, Симеон Верхотурский от запоев лечит. А Никола – покровитель всех стихий: воздушной, земной, водной. Он помогал путникам. Храмы Николе Чудотворцу ставились на речных портах, вокзалах. Человек, отправляясь в путь, брал с собой иконку с изображением этого святого. Никола покровительствовал и торговцам, а через Тюмень шли торговые караваны, город был купеческим, ярмарки богатые устраивались. Все, кто занимался хлебопашеством, рыбным промыслом, коневодством, нуждались в помощи Николы. Праздник его отмечается дважды в году: 22 мая, когда пробуждается, воскресает природа, и 19 декабря.
Кроме того, сибирякам покровительствовали местные святые: Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский, у старообрядцев – святой Мирон.
Где были иконописные мастерские?
Недалеко от Тюмени, в селе Рафайлово, находился Свято-Троицкий монастырь, в котором работала иконописная мастерская. Иконы рафайловского письма были популярны среди старообрядцев Сибири и Дальнего Востока. В 1638 году при архиерейском доме открылись мастерские, где долгие годы трудились профессиональные мастера. В Ишиме была иконописная мастерская Багишева, в ней работали около 20 профессионалов и художников-самоучек. В Тюмени на рубеже 19-20 веков известность получила мастерская Караваева. В 1624 году уроженцем Великого Устюга Спиридоном была выполнена икона Божией Матери «Знамение» для тюменской Знаменской церкви. Это первая датированная сибирская икона, а Спиридон является основателем знаменитой династии купцов Иконниковых.
Спрос на «образцы хорошей живописи на досках» был большой, население в основной своей массе православное, потому иконописцы без заказов не сидели, даже конкурировали меж собой. Художники-профессионалы, прежде чем приступить к написанию иконы, выдерживали пост, духовно себя настраивали. Авторство свое не ставили, так как считалось это делом божьим, человек – инструмент в руках Бога. Народные умельцы идеологического образования не получали. Писали иконы в силу своего дарования, на оборотной стороне доски ставили даже цену, например, 1руб. 50 коп. Библейские сюжеты трактовали своеобразно. Так, на рельефной иконе «Изгнание из рая» Адам и Ева изображены у моря. Все вокруг чудесно и красиво. Ангел сочувственно провожает согрешивших, даже ласково касается плеча Адама. Но ведь Бог разгневался, где кошмар, последовавший за грех? Нет, народный мастер пишет оптимистичную красивую икону, в том ее прелесть и уникальность.
Конечно, наиболее ценны иконы профессиональных мастеров. Особо любимы были творения московских иконописцев, так называемое строгановское письмо.
Считается, что любая икона чудеса творит, так как она намоленная, несет духовную силу.
P. S. В музее изобразительных искусств до ноября будет работать выставка «Иконы. Сотни лет те же лики славятся».