В рамках «Пасхальной ярмарки» в Тюменском музее изобразительных искусств состоялась презентация лоскутной коллекции «Русский пир» уникальной мастерицы Марины Главатских.
Это попытка воспроизвести образ русского гостеприимства через атрибутику традиционного застолья со свойственными ему яркостью красок, аппетитностью всевозможных блюд-вкусностей. Фокус в том, что всё это изобилие… бутафорское, несъедобное, потому что создано при помощи иголки, ниток, лоскутов ткани, синтепона-набивки и являет собой пример высокого мастерства, таланта и фантазии автора. Словом, наслаждение можно вкусить чисто эстетическое, визуальное.
Дело в том, что сама Марина Главатских является художественным руководителем клуба тюменских лоскутниц «Матрёна». Собираются женщины, объединяются по общему интересу. А в празд-ники, как водится, каждая приносит к клубному столу что-то вкусненькое. «Однажды, – вспоминает Марина, – я взяла и ради хохмы сшила несколько «лоскутных пирожков», выложила на всеобщее обозрение – вот смеху-то было. Шутка-розыгрыш – с неё-то всё и началось. Потихоньку количество «блюд» росло и превратилось в конце концов в целую композицию, на создание которой у меня ушло около семи месяцев. По сути, это текстильная скульптура. Естественно, никаких выкроек на неё нигде не прилагается. Поэтому меня взял такой азарт – как сделать так, чтобы это было красиво, реалистично, декоративно? И теперь на выставке у меня 120 работ. Сама себе удивляюсь. Получаю от своего увлечения огромное творческое удовлетворение».
Действительно, каждая вещичка, которая здесь находится, будь то тарелки, чайнички, кувшины, каральки, пельмени на тарелочке или жареная курица,– всё, как настоящее. Посетители выставки с восхищением ощупывали творения мастерицы, некоторые даже порывались попробовать кое-что на вкус.
Сие лоскутное царство-государство, как утверждают искусствоведы, являет собой отголосок давней традиции, имеет свои истоки, свои корни. Началось всё в незапамятные времена, с обычной заплатки. Ведь вплоть до XVIII века Россия была «домотканой» страной, женщины очень много времени проводили за прялкой, за ткацким станом, творили полотно из конопли, льна, шерсти. Рачительные хозяйки, они создавали ткань шириной 40 сантиметров – именно столько надо было для кроя одежды. Но постепенно в русский быт вошло так называемое производственное полотно, появилась красивая яркая недорогая ткань 80-сантиметровой ширины. После кроя теперь уже оставалось много всевозможного лоскута. Мастерицы тут же нашли ему применение – стали украшать им подолы сарафанов, рубах, шить детям одежду и, конечно, лоскутные одеяла. Считалось, такое одеяльце обязательно нужно было положить в приданое невесте. Обычай являл собой продолжение материнской любви (ведь из этой ткани девочке-ребёнку многие годы шили одежду, вкладывая в неё тепло своих рук и души, некий сакральный обережный смысл). И вот с тех давних времён пошла такая традиция – наполнять дом такой радостной эмоцией. А сегодня, как убедились посетители выставки «Русский пир», традиционное лоскутное ремесло, изделия, в том числе и одежда, стали предметом декоративного искусства, они радуют нас, наполняя нашу жизнь новой эстетикой, новым смыслом, новой энергией и красками радости. Словом, красота необыкновенная, сотворённая очень умелыми женскими ручками…