Летописцы современности

Так величали в недавнем прошлом тюменских мастеров литературы

В Тюмени прошло организационное собрание, посвящённое приближающемуся 50-летию областной организации Союза писателей России – юбилейная дата приходится на 16 февраля 2013 года. Оргкомитет возглавил нынешний председатель этого регионального творческого сообщества поэт Николай Денисов, который вспомнил о некоторых этапах становления писательского содружества.

«До 1963 года в Тюмени не было своей писательской организации – наша немногочисленная пишущая братия относилась официально к Свердловскому писательскому сообществу – до того момента, пока сюда не приехал из Таджикистана уже зрелый мастер, член Союза писателей СССР, редактор журнала Константин Лагунов, – рассказывает Н. Денисов. – И как-то так совпало, что погодился в то время первый секретарь обкома партии Борис Щербина – именно он предложил создать в Тюмени писательскую организацию.

16 февраля 1963 года в актовом зале обкома партии состоялся организационно-творческий вечер, в котором участвовал представитель из Москвы – детский писатель Сергей Баруздин. Ответственным секретарём избрали тогда К. Лагунова, и пошёл отсчёт жизни нашей творческой организации. Надо сказать, в начальном составе у нас было всего шесть человек, а сегодня – 39. Среди первых были Иван Ермаков, Константин Лагунов, Майя Сырова, Иван Истомин, Владислав Николаев, Михаил Лесной. Потом в организацию пришли Юван Шесталов, Леонид Лапцуй, Евгений Ананьев-Шерман, Людмила Славолюбова, Зот Тоболкин, Геннадий Сазонов, Сергей Шумский, Владимир Нечволода, Еремей Айпин, Анна Неркаги…».

Кстати, именно на то время приходятся и грандиозные всесоюзные Дни литературы, проходившие в Тюмени и во всём нашем крае.

«Было целых пять писательских маршрутов: южный назывался «Хлеб», более северные – «Нефть», «Газ», «Рыба» и «Лес», – продолжает собеседник. – Это всё проходило под эгидой Союза писателей СССР, ЦК комсомола, ВЦСПС (Совета профсоюзов), обкома партии и нашей писательской организации. Съезжались сюда деятели литературы со всей страны, в том числе из союзных республик и стран социалистического содружества. Творческие встречи с читателями превращались в настоящий праздник общения. Например, когда приезжали поэты Виктор Боков (автор стихов к песням «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет молодой моряк»…), Роберт Рождественский, Юлия Друнина (наша землячка, фронтовичка, уходила на войну из Ялуторовска), Лев Ошанин, Владимир Солоухин… Продолжалась эта традиция вплоть до середины 80-х годов. Кроме идеологической задачи, Дни литературы имели ещё одну (более благородную) миссию – с помощью творческих людей разнести по всему свету славу о земле Тюменской, рассказать о том, какие грандиозные дела здесь вершатся. Творческий импульс воплощался затем в книгах очерков, в повестях или романах, в стихотворных циклах и поэмах. Словом, «бренд» действительно зазвучал в полный голос, он узнаваем теперь во всём мире».

Сам Николай Денисов, к слову, стал членом писательского союза в 1975-м, а свою знаменитую поэму «Снега Самотлора» написал прямо во время одной из тех поездок – этому произведению впоследствии присудили областную комсомольскую премию. Интересно, что тогда первым секретарём обкома комсомола был Геннадий Чеботарёв, нынешний ректор Тюменского госуниверситета.

Вспомнилась и история, связанная с пребыванием в нашем городе писателя Виктора Астафьева (об этом мало кто знает): «В мае 1965-го он, тогда ещё малоизвестный прозаик, приехал в гости к своему коллеге Ивану Ермакову на празднование 20-летия Победы. Утверждают, будто бы он хотел поменять шумную суетливую Пермь (где он тогда жил) на безмятежную тихую Тюмень, хотя здесь уже начиналось бурление в связи с открытием нефтегазовых месторождений на нашем Севере. После 9 Мая Виктор Петрович имел встречу с неким чиновником в обкоме партии (правда, сам Щербина был в отъезде), как протекал разговор – неизвестно, похоже, будущий мэтр современной русской литературы остался им недоволен и уехал жить в Вологду, затем в родную Овсянку под Красноярском. Останься он здесь, глядишь, с его именем тоже ассоциировали бы Тюмень».

Сказывался ли на творчестве идеологический пресс правящей партии, был ли он как таковой? Поэт Николай Денисов считает, что лично на его поэтической стезе таких препон не было. За небольшим исключением. В издательстве «Советский писатель» готовили к выпуску его сборник, где в одном из стихотворений в описании праздника Нептуна монолог «морского царя» содержал такие строки:

Стою в наряде золотом,
За вздор считая жалость.
Да, сладость власти и потом
Во мне, как яд, держалась…

В «сладость власти» редактор предложил внести изменения, а лучше убрать этот «намёк на Политбюро». Поэт плюнул и позволил цензору вмешаться в текст. Правда, по прошествии времени автор вернул первоначальное звучание. Издательствами также не приветствовалась тема церкви, обращение к дореволюционной старине…

К плюсам тогдашнего писательского бытия, как известно, относились различные командировки, возможность отдыхать в Домах творчества, получать бюджетную поддержку от государства. Теперь времена иные: писатель пописывает, читатель почитывает, а то и вовсе – пролистывает... Тем не менее грядёт 50-летие областной писательской организации. Подготовка к юбилею уже началась и, возможно, это событие станет новой отправной точкой, благоприятствующей дальнейшему развитию творческого процесса – в самом широком смысле.


2228