Тюменские журналисты побывали в областном центре профилактики и реабилитации, специалисты которого вот уже более 11 лет занимаются лечением и реабилитацией наркоманов
23-й километр Салаирского тракта. Сварные металлические ворота с красивыми эмблемами. Ухоженная территория с корпусами, внешне ничем не отличающимися от санаторных. Развесистые кроны могучих деревьев. И чистый весенний воздух, которым после города не надышаться.
Представителей СМИ встречали заместитель директора департамента по спорту и молодежной политике Оксана Савинова и директор учреждения Наталья Старцева.
Журналисты побывали в жилых и лечебных корпусах, посетили столярный цех по производству мебели, цех по изготовлению тротуарной плитки, теплицу, спортзал и пообщались с ребятами, проходящими курс реабилитации.
Наталья Старцева рассказала о проектах, реализуемых в центре. Например, «Феникс» удачно сочетает медико-реабилитационный подход с 12-шаговой программой анонимных наркоманов. Подопечные находятся в центре от двух с половиной до четырех месяцев. Ремиссия на выходе составляет около 70 процентов.
Другой проект действует с 2005 года и называется «Ступени». Работа по нему начинается в муниципальных образованиях совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних. Затем ребята попадают в центр профилактики и реабилитации ровно на три месяца, при этом положительный результат увеличивается до 96-98 процентов.
Еще есть проект «Наставник», суть которого в том, что у подростка, попавшего в трудную ситуацию, обязательно появляется взрослый человек, способный помочь. Кстати, об этом журналистам со знанием дела рассказал старший консультант центра Давид Давтян, работающий здесь более пяти лет.
Важнейший проект, который осуществляется в Тюменской области с 2001 года, – это работа по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление психоактивных веществ. Тестирование на наркотики в области сначала проводилось выборочно, а с 2006 года проводится в массовом порядке. И здесь, как никогда, важна предшествующая разъяснительная работа с детьми и их родителями. Тестирование, как известно, – дело добровольное. Но если в 2006-2007 учебном году было 600 отказов, в 2008-2009 году – 400, то в текущем учебном году всего 14 подростков и студентов отказались от прохождения тестов. Ежегодно тестирование на наркотики проходят около 120 тысяч человек.
Распорядок дня в реабилитационном центре достаточно жесткий: в 7.00 подъем, в полночь – отбой. В промежутке – масса мероприятий, лекций и встреч, медицинских процедур, обязательных к исполнению. Однако, по словам замдиректора Елены Бесединой, никто из обитателей не ворчит, не возмущается, поскольку твердо усвоил простую истину: все, что здесь происходит, жизненно необходимо. А медсестра физиокабинета Жанна Таранова вообще считает своих пациентов самыми исполнительными и терпеливыми людьми.
– Когда я попал сюда впервые, то сразу сбежал, – признался мой собеседник Валерий, приветливый и смышленый малый. – Добрался на попутке до города, до приятелей и снова окунулся в привычные заботы о том, где раздобыть денег на «дурь». Самый короткий путь – оттяпать у кого-нибудь мобильный телефон, желательно подороже, и толкнуть его барыге за бесценок. Но здесь, как правило, сразу возникают нелады с законом, с правоохранительными органами. И мне чудесным образом повезло, что меня не посадили. А вскоре я вдруг отчетливо понял: долго так продолжаться не может. К тому же «дурь» отнимала последние силы, я так похудел, что вываливался из кроссовок и джинсов, шатался от малейшего дуновения ветра. Больше того, от меня отвернулась девушка, которая мне очень нравилась. В общем, перспективы никакой, и я сказал себе: сейчас или никогда. И вновь приехал в центр. За два месяца прибавил в весе на десять кило! А главное – вновь испытал потребность сочинять музыку и читать книги по психологии…
– Какой извлек урок?
– Обидно и стыдно признать себя неудачником, окончательно заблудившимся в своих пагубных пристрастиях и привычках. Молодость – штука короткая. Надо быть честным и смелым, чтобы ввязаться в драку с самим собой и обязательно победить! Это, насколько я сейчас понимаю, гораздо легче сделать именно здесь, в центре, где и дышится легче, и мечтается ярче, и надежда на лучшее не покидает.