Он служил на Байконуре

12 апреля исполняется ровно полвека с того момента, когда первый человек Земли, гражданин СССР Юрий Гагарин открыл во Вселенную двери. Об этом сегодня знает всяк живущий на земном шаре. Но мало кому из наших читателей известно, что в Тюмени есть человек, на которого судьба, если так можно выразиться, дважды поставила космическую отметину. Зовут этого человека Олег Орлов. Он сотрудничает с нашей газетой, на страницах «Тюменской правды» нередко можно увидеть снимки, сделанные его мастерской рукой. Накануне Всемирного дня космонавтики я забрел к нему в фотолабораторию.

Олег Михайлович достал свои детские фотографии. Оказывается, с Юрием Гагариным они земляки. Наш герой родился в небольшом городке Сафоново, что в Смоленской области, а будущий космонавт – в деревне Клушино Гжатского района. Разделяет их малые родины чуть больше ста километров, а появления на свет – пара десятков лет. Кстати, на фотографии Олежка Орлов ничем не отличается от детских снимков Гагарина: такие же сапоги для непролазной российской грязи, вязаные бабушками свитерочки.

– Когда Гагарин полетел в космос, я пошел в первый класс, – вспоминает Орлов, – потом город Гжатск переименовали в его честь.

061-3-3– Ну а второй раз каким образом ты был связан с космосом?

– А-а, это уже было в армии.

Служил Олег в 1973-1975 годах на Байконуре. Он достает серию фотографий этого периода жизни. Снимки, ясное дело, некачественные, съемка в те годы строго-настрого запрещалась. На всем лежал гриф секретности, и мой собеседник до сих пор не уверен: все ли можно рассказывать про свою службу. В военном билете у него значилась   профессия артиллерист.

С его слов я понял, что Байконур – это территория размером с Тюменский район. По ней разбросаны десятки площадок. Гагарин стартовал на «Востоке» со второй площадки, а Олег служил – на 31-й. В монтажно-испытательном корпусе космических объектов (МИККО), где он занимал должность телеметриста, была идеальная чистота. За курение, как и за фотографирование, можно было загреметь в дисбат.

Доводилось Олегу бывать (когда его определяли в службу режима) и вблизи стартовых площадок, откуда ракеты непосредственно уходили в небо. До сих пор с восхищением вспоминает об этом:

– Такие «стаканы», в которые по 350 тонн топлива заливалось. За два часа до пуска ракеты нас всех эвакуировали за несколько километров в степь. И все равно солдатская роба ходуном ходила в момент взлета.

Во время службы Орлова на Байконуре готовились к полету четыре спутника на Марс, спутник «Луна-19». У служивого люда была традиция – на последней странице военного билета получить автограф какого-либо космонавта. Олегу, к сожалению, такой реликвии не досталось. И самое обидное, что с космонавтом Титовым они находились в служебке буквально в двух шагах. Но Олег тогда не знал в лицо   космонавта, а тот вел себя скромно, ничем не выделяясь среди рядовых служащих.

Много чего мог бы рассказать Олег Орлов о своей службе. И о домике, где жил генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, и о домике, где сутки провел перед стартом Юрий Алексеевич Гагарин, и даже о кресле космического корабля, которое было сделано точно по фигуре первого космонавта. Ну, да об этом уже писано-переписано.

А вот факт, который вряд ли где-то сообщался, но тем не менее имел отношение к Дню космонавтики. По словам Олега Орлова, только 12 апреля они получали на обед вареное яйцо.

– Кур нигде не было, яиц, естественно, тоже. А в День космонавтики в столовке устраивали обед под торжественную музыку. Нас будто награждали вареным яйцом, – смеется мой собеседник. – Так что за два года службы я съел два яйца.

Уже на следующий после дембеля год разрабатывался космический проект «Союз»-«Аполлон». Насильно никого не оставляли на сверхсрочную службу. Руководство просило более опытных, уже отслуживших свой срок солдат, продолжить служение Родине.

– И льготы были повышены, и форма выдавалась особенная, но я так давно не видел мамы… – Олег задумчиво покачал головой и продолжил мечтательно: – А сейчас жалею. Надо было все же остаться. Событие предстояло великое, и я бы к нему прикоснулся.

Водитель «воздушного танка»

Владимир ПОРОТНИКОВ

Уже ни для кого не секрет, что когда-то близ п. Богандинского были оборудованы площадки для запуска межконтинентальных ракет, и в 1967 году отсюда даже проводились стрельбы в акваторию Тихого океана.

Поселок в разное время посещали летчик-космонавт СССР Б. Волынов и главнокомандующий войсками стратегического назначения, заместитель министра обороны СССР, Маршал Советского Союза Н. Крылов. Потому-то, наверное, многие улицы в Богандинском и близлежащих селах носят имена тех, кто имел непосредственное отношение к авиации и космонавтике: Юрия Гагарина, Германа Титова, Владимира Комарова, Георгия Берегового, Владимира Серёгина…

К сожалению, фамилия последнего многим ни о чем не говорит. «Серёгин? – недоуменно пожимали плечами местные жители в ответ на наш вопрос, в честь кого названа улица. – Ну, наверное, председатель бывший… Или директор?» Лишь немногие из опрошенных робко предположили, что Серёгин – космонавт, летавший в космос с самим Гагариным.

Между тем полковник-инженер Владимир Серёгин не был ни космонавтом, ни тем более председателем или директором. Он был отважным военным летчиком, пилотом «воздушного танка» Ил-2, удостоенным Золотой Звезды еще будучи фронтовиком.

Владимир Сергеевич Серёгин родился 7 июля 1922 года в Москве, в семье служащего Московского почтамта. В 1940 году добровольцем ушел служить в Красную армию. Окончив Тамбовскую военную авиационную школу пилотов, он в декабре 1943 года прибыл на фронт и сразу же начал летать на штурмовике.

…В одном из боев зенитный снаряд попал в крыло управляемого Ила. От удара дрогнул фюзеляж. Но машина Серёгина не покинула боевого строя. Сделав два захода, летчик взорвал немецкий бензовоз и две автомашины. Самолет уже плохо слушался пилота: надо было возвращаться на аэродром. Но тут Серёгин увидел, что его товарища, тоже подбитого в бою, «клюёт» фашистский истребитель. Мгновенно оценив ситуацию, он устремился на помощь и сбил самолет противника.

Летчик-штурмовик сеял панику в стане врага на территории Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, совершив около 200 успешных боевых вылетов. За образцовое выполнение боевых заданий был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1953 году Серёгин окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского и стал работать летчиком-испытателем. И снова – трудные победы, но уже в мирном небе. Серёгин провел серию ответственных испытаний новейших боевых машин, показав себя опытным пилотом и грамотным инженером. Однажды с риском для жизни он посадил испытываемый им сверхзвуковой самолет с разрушенными рулями управления, дав конструкторам ценные сведения о причине поломок.

В последние годы жизни полковник-инженер Владимир Серёгин служил командиром авиационной части. 27 марта 1968 года он погиб во время полета на учебно-тренировочном дозвуковом истребителе МиГ-15 вместе с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Вылет с летчиком-конструктором Серёгиным был для Гагарина последней контрольной   проверкой, после которой он, некоторое время не имевший летной практики из-за учебы в Военно-воздушной академии, переходил к самостоятельным полетам.

Пилотам не хватило двух секунд, чтобы выйти из смертельного виража. Случилось это неподалеку от деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Похоронили полковника Владимира Серёгина и майора Юрия Гагарина на Красной площади у Кремлевской стены.

Они заняли достойное место в когорте знаменитых авиаторов – по соседству установлены урны с прахом дважды Героя Советского Союза Григория Кравченко, Героев Советского Союза Анатолия Серова и Валерия Чкалова, Марины Расковой и Полины Осипенко, а также Игоря Курчатова и Сергея Королёва. Здесь же таблички с именами 19 Маршалов Советского Союза: Баграмяна, Бирюзова, Василевского и др., летчиков-космонавтов Волкова, Добровольского и Пацаева…

Владимир Серёгин был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного Знамени, семью медалями.

Богандинский – один из самых молодых населенных пунктов на юге области, статус поселка он получил только в 1967 году. Рос медленно, лишь после того, как в 1968-м вступил в эксплуатацию комбинат железобетонных изделий, ставший для поселка градообразующим предприятием, строительство заметно оживилось. Если в начале 1960-х здесь не было ни одной каменной постройки, то постепенно деревянные бараки, служившие казармами для солдат, стали вытесняться кирпичными зданиями. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина одну из улиц назвали Юбилейной, а первая улица в новой части поселка стала именоваться в честь В. Серёгина – универсального пилота, фронтовика, погибшего уже в мирное время, в мирном небе…


1958