Пять или два плюс три?

Авторитет образовательных учреждений начального и среднего уровня неуклонно растёт

Диплом любой ценой! – негласный девиз школьников советских времён. Да и родители всегда считали своим святым долгом непременно дать своему чаду высшее и только высшее образование.

Все иные варианты, все промежуточные стадии на пути к вершине, все эти училища и техникумы не котировались, пренебрежительно отвергались и принимались во внимание разве что в ситуации, когда деваться уже некуда.

Постсоветская эпоха не внесла существенных изменений в наш менталитет. По-прежнему молодёжь рвётся к командным высотам, минуя склоны и подножия.

И всё-таки изменения грядут. Медленно, но верно надвигается переоценка ценностей в образовательном пространстве страны.

053-12-3– В нашей области, я считаю, произошла революция в хорошем смысле этого слова, – говорит председатель областного совета директоров профобразовательных учреждений Георгий Шатохин. – Помню, еще пять лет тому назад губернатору Сергею Собянину в его рабочей поездке по училищам показать было нечего. А сейчас другая картина. К нам приезжают из других регионов, чтобы перенять тюменский опыт…

Авторитет образовательных учреждений начального и среднего уровня постепенно растёт. Да и как иначе?

Во-первых, серьёзная финансовая поддержка неизбежно приносит свои плоды.

Во-вторых, предлагаются профессии, востребованные на рынке труда.

В-третьих, училища и колледжи сегодня оснащаются современным оборудованием, которого подчас не только в институтах, но и на производстве не увидишь. «Евроремонтные» аудитории, светлые и просторные холлы, украшенные картинами. Ей-богу, иные вузы выглядят победнее, чем наши колледжи и училища.

Вот только еще уровень зарплаты рабочего класса хотя бы отдалённо подтянуть к менеджерской…

053-12-4Недавний журналистский десант, проведённый при поддержке област-ного департамента образования и науки, позволил представителям СМИ воочию убедиться в том, что не за горами времена, когда набор в учреждения начального и среднего профобразования составит серьёзную конкуренцию вузовскому.

Скажем, тарманское училище №34. Здесь готовят не только водителей, экскаваторщиков, сварщиков и электромонтёров. По программе «Умный дом» учат специалистов ЖКХ, обслуживающих современное жилище, напичканное всевозможными приборами, которые автоматически регулируют температуру, освещение, безопасность. В недалёком будущем на ваш вызов из жилконторы прибудет не ражий детина в засаленной телогрейке с разводным ключом наперевес, а опрятный специалист в красивой униформе при белом (!) воротничке.

В колледже транспорта, например, ребята осваивают автоматическую сварку, позволяющую «сращивать» цветные металлы. А водить автомобиль или ремонтировать современные иномарки здесь учатся за… компьютерами. Здесь скоро собираются открыть свой учебный сервисный центр для ремонта импортной автотехники тюменцев. Тех, кто опасается практикантов, успокоим. Даже сам директор колледжа, заслуженный учитель РФ Александр Кукин – показательный факт! – не боится доверить питомцам свой автомобиль в качестве учебного пособия по ремонту.

А в Западно-Сибирском колледже давно уже привыкли обходиться своими силами. Мебель здесь изготавливают сами, автомобили ремонтируют сами, хлеб пекут сами и даже еду в уникальном центре питания, оснащенном современным оборудованием, готовят для себя сами…

Можно утверждать, что квалификация, которую получает молодёжь в училищах и колледжах, уже вплотную приближается к инженерной. Тем более что училища заключают договоры с вузами, и выпускники колледжей могут продолжить восхождение по образовательным ступеням, причем всего за три года вместо пяти.

Теперь займёмся простой житейской арифметикой. Студент вуза за пять лет приобретает диплом инженера и… всё. Правда, сейчас в некоторых вузах практикуют освоение рабочей специальности, но в колледжах ребята получают профессию на казённых харчах, а студентам вузов без родительской поддержки не выжить.

Студент профессионального училища за два года приобретает несколько специальностей (к примеру, бульдозерист получает еще и корочки экскаваторщика, водителя категорий B и C). И спустя еще три года догоняет вузовца. На производство приходит инженер, который за те же пять лет достиг высшей ступени знаний, начиная с «нулевого цикла». Но между пятью и пятью имеется весьма существенная разница. В наполнении. В отличие от «чистого» выпускника вуза, у инженера, преодолевшего ступеньки начального и среднего профобразования, руки растут, откуда надо. Он более приспособлен к жизни, о производственных отношениях знает не понаслышке, он способен сам сложить себе дом, оборудовать его, оштукатурить стены, электрифицировать жилище, сварить железный забор и теплицу, проложить сантехнику и т.д. При этом еще и сэкономит немалые деньги в отличие от его сверстника-белоручки, который со своим дипломом вынужден за каждой мелочью обращаться к представителям сервиса. Пять или два плюс три? Вот такая высшая математика получается…

Еще бы уровень зарплаты рабочего класса подтянуть поближе к менеджерской. Да и преподавательская ставка отстаёт…

– Будучи мастером производственного обучения, – вспоминает директор Западно-Сибирского колледжа Георгий Шатохин, – я получал ежемесячно 137 рублей 50 копеек. Вместе с платой за учебные часы набегало 180 рублей. Это при средней зарплате на производстве – 160 рублей. Сравните зарплаты нынешних производственников и преподавателей. А ведь именно преподавательские кадры – золотой запас профессионального образования. Отношение к нему можно поменять зарплатой и жильём. «Бытие определяет сознание» – так, помнится, учили нас на лекциях по философии. Вот тогда не нужно будет стучаться лбом в стенку, изыскивая хитроумные способы в профориентационной работе…


1828