Приходите в Кошкин дом!

Эта выставка для тех, кто млеет и тает при звуке “мяу”, – экспозиция “С точки зрения кошки” в музее-усадьбе купцов Колокольниковых собрала произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспевающие образ вечного совершенства с парой чутких ушек, четырьмя когтистыми лапками и пушистым хвостом. Что отражает обращенное к нам зеркало кошачьего зрачка? На самом деле лишь то, что мы сами готовы в нем увидеть, учитывая загадочный и независимый нрав наших усатых-полосатых друзей.

“Усатые-полосатые” – детская программа под этим названием действует в музее больше года. Ребятишкам нравится играть, отгадывать загадки, слушать занимательные истории про кошек. Например, о дружбе кошек и музеев, которая в нашей стране началась с Петра I, а в Европе и того раньше. В Эрмитаже так чтут своих усатых мышеборцев, что даже учредили для них специальный праздник – День мартовского кота, который отмечают 30 марта. Некоторое время в церкви Петра и Павла тюменского Свято-Троицкого монастыря располагался филиал краеведческого музея, в котором состояли на довольствии свои кошки-хранители… В конце программы, вдоволь напитавшись кошачьим духом, ребята с удовольствием рисуют на выданных сотрудниками музея листах бумаги свои усатые-полосатые впечатления.

053-6-2Для юных посетителей музея, очарованных пушистыми мурлыками, программу решили дополнить визуальным рядом. Заглянули в фондо-хранилища – а там маленькое кошачье царство. Многозначительно жмурятся живописные коты, сотворенные тюменскими художниками, по-домашнему улыбаются кругленькими мордочками фарфоровые кошки… Помогли и партнеры. Тюменский центр творчества и ремесел предложил показать изделия своих рукодельниц – вышивку, керамику, пастель, но прежде всего чердачных кукол, то есть сшитых из грубой ткани представителей семейства кошачьих, которым полагается выглядеть так, будто они лет тридцать провалялись на чердаке, а пахнуть – словно этот чердак располагался над лавкой пряностей. Глазастые, толстолапые, в пятнах и цветах, похожие кто на людей, кто на диванные подушки, чердачные кошки заселили старинный музейный шкаф.

В витрине неподалеку обосновались кошки-иностранки во главе со стройной и гордой египетской красавицей – воплощением богини Баст. В африканских, голландских, чешских, американских кошачьих статуэтках сквозят черты национальных характеров и узнаваемая человеческая повадка.

Заведующая музеем Татьяна Симоненко указывает на самый старый экспонат – копилку 1937 года: “В то время кошку в нашей стране видели такой – мягкой, домашней, совершенно беспородной…” Рядом литая бронзовая зверушка – элемент письменного прибора. Мастера гжельского промысла тоже не обошли вниманием домашнюю любимицу, однако решили: не дело сувениру впустую сибаритствовать на полке, пусть хотя бы время отсчитывает – и сделали кошку-часы. На ленинградском фарфоровом заводе № 5 кошку изображали в лучших традициях реализма, а именно такой, какой ее нравится видеть человеку – в меру упитанной, милой, уютной и округло-грациозной.

Питерский художник Виктор Данилов любит экспериментировать с формой, и если бы он не пририсовал маленькому деревянному чурбачку на ножках кошачью физиономию, то неизвестно, во что превратило бы сей продукт авторской мысли воображение зрителя. Наталья Талавира, землячка Данилова, посвятила любимым кошкам графическую серию – с небесно-голубого фона на нас взирают создания изящные, воздушно-неуловимые, нежные и гармоничные, как снежинки.

Тюменские живописцы видят в кошке стража домашнего очага, продолжающего нести службу, даже когда не осталось рядом человека, который этот очаг сложил. Таковы кошки Михаила Захарова и Бориса Паромова. Таков зеленоглазый “Хозяин” Геннадия Токарева – существо почти мистическое, единоличный владыка буйных зарослей и ветшающих изб. А хвостатый озорник Леонида Коробейникова вкушает все прелести жизни под боком человека-кормильца. Вкушает в буквальном смысле – прихватив со стола в саду кусочек колбасы.

Студенты академии культуры убеждены: кошке найдется место везде – на фонарном столбе, в обрамлении багета, в образе керамического толстяка... и даже морского котика! А там, где есть кошка, не обойтись без рыбы. И без миски молока. Это твердо знает молодая самодеятельная художница Анна Павлова, представившая на выставку сразу 11 картин. Ее экспрессивные, сочные, самобытные работы пленили сотрудников музея, и они решили: дебютной мини-выставке нового автора – быть. Кошки Анны ведут истинно барский образ жизни – гуляют, отдыхают, закусывают… Только одному бедняге не повезло – ужалила в нос оса. Ох, и воплей же было на все окрестные дворы! К счастью, эта история – сугубый авторский вымысел. Анна заверила, что при написании картины ни одна кошка не пострадала.

Так на ближайшие месяцы второй этаж “Торгового дома Колокольниковых” превратился в настоящий Кошкин дом. Тот, кто придет к кошкам в гости, сможет не только от души налюбоваться самыми дивными созданиями природы, но и задуматься: каков же он, мир с точки зрения кошки?


1825