Повелитель времени

Дмитрий Медведев сдвинул стрелки часов и сократил число поясов

В ночь с субботы на воскресенье жители России совершили ежегодный ритуал перехода на летнее время, сдвинув стрелки на час вперед. Возвращения на зимний график в обозримом будущем не предполагается.

Решение об отмене перехода на зимнее время было принято Президентом России Дмитрием Медведевым в феврале 2011 года.

– Мы, действительно, привыкли каждую весну и осень переводить стрелки часов и по привычке на это ругаться, потому что реально нарушается биоритм человеческий, всё это раздражает, все либо просыпают, либо просыпаются рано и не знают, куда себя деть в течение лишнего часа. Ну, я уж не говорю о несчастных коровах и других животных, которые не принимают перевода часов и не понимают, почему доярки приходят к ним в другое время.

Мы не будем переходить на зимнее время, – заявил Медведев. – Мы один раз ещё испытаем неприятность, потому что как раз переход на летнее время всегда – это уменьшение сна на один час, но после этого неприятности закончатся. В то же время у нас будет пролонгированный светлый день. Мне кажется, что это было бы интересно для нашей страны и, в общем и целом, скорее полезно.

Заявление президента с удовлетворением было встречено российской общественностью, которая отмечала, что отмена подобного перехода благотворно скажется на общем состоянии здоровья и психике населения.

По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), президентская идея пришлась по душе 73 процентам респондентов. 18 процентов отнеслись к отмене зимнего времени безразлично. Негативно оценивают инициативу лишь 6 процентов.

Проявив заботу о стабильности надоев и биоритмов россиян, глава государства вручил часовой механизм федеральному правительству. Это, с одной стороны, упростит процедуру смены временных поясов (вторая идея президента), а с другой, позволит Москве игнорировать желание или нежелание регионов самостоятельно переводить стрелки.

Проект закона «Об исчислении времени», подготовленный Белым домом и спущенный в начале марта в Госдуму, предусматривает, что в будущем «порядок исчисления времени в часовых зонах устанавливается Правительством Российской Федерации», сообщает «Российская газета».

«Решение о переводе субъекта РФ из одной часовой зоны в другую принимает Правительство РФ по совместному предложению законодательных органов государственной власти и высших должностных лиц заинтересованных субъектов РФ», – говорится в документе.

Что лишний раз напоминает: изменения «исчисления времени» в России, да и не только в России, – прерогатива центральных властей.

Считается, идея переводить стрелки, просвещает National Geograhic, впервые возникла в XVIII веке, а её инициатором стал американский ученый Бенджамин Франклин, предлагавший таким образом экономить свечи.

Будучи посланником США во Франции, Франклин писал о том, что однажды, проснувшись в шесть утра, обнаружил: солнце стало вставать значительно раньше. Тогда он представил себе, сколько ресурсов можно было бы сэкономить, если бы все люди просыпались раньше.

На государственный уровень идея Бенджамина Франклина вышла в начале XX века, когда британский ученый Уильям Уиллетт пришел к выводу, что в летние часы лондонцы слишком долго спят. Такое умозаключение вполне могло остаться при нём, но идею изменить сложившееся положение вещей поддержали депутаты от Либеральной партии.

В 1916 году, в разгар Первой мировой войны, эту идею на государственном уровне восприняли немцы, которые таким образом собирались экономить на расходе топлива в условиях военного времени. Их примеру через год последовали британцы и французы, а затем и Россия.

После революции 1917 года большевики первым делом упразднили существовавшее временное устройство страны, продолжают тему «Московские новости». Царская Россия жила по астрономическому времени, и в каждом населенном пункте руководствовались местными солнечными часами. При советской власти страна перешла к часовым поясам.

«Революция пошла по прогрессивному пути, пытаясь законодательно закрепить систему часовых поясов и общемировой характер исчисления времени, что давало дополнительные удобства для коммуникаций и транспорта», – поясняет заместитель директора по научным вопросам Института географии Российской академии наук (РАН) Аркадий Тишков.

Однако привязать ритм жизни регионов к движению стрелок кремлевских курантов в аграрной державе быстро не  удалось. Большинство населения не восприняло всерьез стандартизированное время. «Село, а это более 70 процентов населения, все равно жило по «своим часам».

Освоившиеся в границах и часовых поясах власти СССР больше манипулировали временем в целях экономии. В 1981 году состоялось одно из последних «коренных изменений границ часовых поясов». Тогда же СССР в целях энергосбережения стал использовать схему перехода на летнее время, просуществовавшую до прошлой недели.

Энергетики отмечают, что три десятилетия назад структура потребления в стране была совершенно иной. Сейчас бытовое потребление электроэнергии преобладает над промышленным, и экономический эффект от принятых скачков во времени практически не столь ощутим.

Неудобства от необходимости дважды в год переводить часы, считают в Кремле, не стоят тех 0,1–0,2 процента от общего энергопотребления, которые выигрывает экономика.

Надо отметить, что политика обращения со временем в постсоветской России не отличалась последовательностью. После распада СССР и в период парада суверенитетов регионы вместе с прочими полномочиями с легкостью манипулировали часовыми стрелками.

«Ничего позитивного в начале 1990-х годов в отношении оптимизации системы исчисления времени в России не происходило, – замечает   Тишков. – Скорее наоборот, какие-то регионы отменяли декретное время, какие-то вводили. Образовались часовые пояса, представленные несколькими субъектами Федерации, образовался градиент в два часа между большинством часовых поясов».

Словом, вопрос о часовых поясах в вертикально построенной стране оставался делом времени.

Напомним, о необходимости сокращения часовых поясов в ежегодном Послании Федеральному собранию в 2009 году заявил Дмитрий Медведев. В отличие от отмены весенне-зимних переводов стрелок эта идея была встречена обществом далеко не столь однозначно. Более того, Медведев попал в фольклор, где его величают не иначе, как «повелителем времени».

Однако президентская инициатива не осталась без внимания: в марте 2010-го число часовых поясов было сокращено с 11 до 9.

Удмуртия и Самарская область, опережавшие Москву на один час, перешли на столичное время.

Камчатка и Чукотка, где разрыв во времени с центром составлял девять часов, перешли на магаданское время (+8 часов к Москве).

Депутаты законодательного собрания Камчатского полуострова, инициировавшие, в свете новых веяний, перевод времени в регионе, объяснили, что снижение разницы со столицей «позволит повысить качество работы за счет более оперативной связи с федеральными структурами. Кроме того, жители полуострова получат больше возможностей для связи». Неблагодарные жители не поняли своего счастья, на митинг против смены часовых поясов 11 декабря вышли порядка трех тысяч человек.

На час ближе к столице стала и Кемеровская область. Кузбасс присоединился к часовому поясу МСК+3.

Несмотря на то что сдвиги часовых поясов, по мнению ученых, в России практически исчерпаны, президентская инициатива стать поближе к Первопрестольной, видимо, будет будоражить восприимчивые головы региональных чиновников.

Недавно приблизить свою республику к Москве попытался глава Башкирии Рустэм Хамитов. В своем «Живом журнале» он предлагал жителям республики отказаться от перехода на летнее время: тогда бы разница со столицей составила всего один час.

«Это непривычно, но есть плюсы: люди будут смотреть московские программы по ТВ (футбол, хоккей и т.д.) в «прямом» эфире, не в записи, или в более удобное время.

Деловая жизнь с центральным регионом – взаимодействие с министерствами, бизнесом, банками – расширится на час в сутки, на пять часов в неделю. Это много», – рассуждал Хамитов.

Однако инициатива, судя по всему, не была понята в центре. Позднее Рустэм Хамитов не только сообщил, что «решение о переводе стрелок принимается Москвой», но и вовсе удалил свои записи.

Прямо противоположная крайность, и новый законопроект её закрепит, – нежелание власти замечать протесты жителей той же Камчатки, которые отстаивают более естественное для себя время.

Горожане утверждают, что теперь у них начинает темнеть уже в середине дня. В детских садах и группах продленного дня отменены послеобеденные прогулки, прекращают работу вечерние спортивные секции для детей, люди пожилого возраста с трудом переносят отклонение от биологического времени.

Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Владимир Крутиков на днях жаловался, что Государственную службу времени буквально завалили жалобами жители Самарской области.

Впрочем, чиновник убежден, что мнение несогласных можно игнорировать, поскольку «такого, чтобы все 100 процентов людей были довольны, никогда не будет». По его словам, один регион может захватывать сразу несколько часовых поясов, и мнение жителей может разделиться. Сам Крутиков считает, что «девять зон для общения между людьми лучше, чем 11».

«Медики показали, что сдвиг на один-два часа по отношению к местному времени на здоровье серьезно не сказывается. Вот с этих позиций и строились некоторые рекомендации и принимались во внимание «инициативы с мест», – пояснил Аркадий Тишков.

Большие же отклонения, по его словам, могут привести к возникновению медико-биологических проблем у населения.


1818