К нам снова едет ревизор

Дорогие друзья!

Сердечно поздравляю всех служителей сцены и поклонников театрального искусства с Всемирным днем театра!

Театр – это особый мир, который делает каждого из нас немного лучше, давая заряд позитивной энергии или заставляя задуматься над вечными вопросами бытия.

Тюмень все более заметна в театральном мире. Лучшие творческие коллективы нашей страны с удовольствием приезжают сюда на гастроли. Тюменский зритель в полной мере может насладиться гармоничным единством высокого искусства и смелых постановок, которые ему представляют режиссеры и актеры   театров Тюменской области.

Уверен, творческий потенциал тюменских служителей муз трагедии и комедии будет расти. Залог этому – труд и талант, безграничная преданность любимому делу и зрителю!

Желаю всем театральным деятелям региона крепкого здоровья, благополучия, успеха, воплощения идей, благодарных и преданных зрителей!

27 марта Тюменский драматический театр в сотый раз представит своего «Ревизора» – спектакль-долгожитель, горячо любимый публикой. Семь лет подряд, со дня премьеры, Хлестакова играл Дмитрий Ефимов, но в нынешнем сезоне он передал эстафету выпускнику Красноярской государственной академии музыки и театра Николаю Аузину.

В Тюмень его звали еще пару лет назад, когда директор Владимир Коревицкий и главный режиссер Александр Цодиков отправились в Красноярск за молодыми талантами. Аузина вместе с несколькими однокурсниками пригласили для разговора, но к тому времени в местном театре имени Пушкина ему уже обещали главную роль в спектакле «Трамвай «Желание» по пьесе Теннеси Уильямса.

050-2-4Это было так интересно, что он не поехал ни в Тюмень, ни в Новосибирск, ни в Омск, откуда чуть позже ему тоже пришли приглашения. Четыре репетиционных месяца артист с головой погрузился в спектакль, изо всех сил стремясь к тому, чтобы его первая большая работа на профессиональной сцене удалась. Роль Стэнли Ковальского он до сих пор считает для себя самой важной. Она одна из тех, которые могут многому научить актера, а возможность учиться Николай ценит высоко.

Кстати, на сцену красноярской драмы он выходил еще второкурсником. Режиссер Дмитрий Петрунь, приезжавший из Москвы ставить пьесу Акунина «Инь и Ян», приметил Аузина в театральном буфете («Волшебное место – театральный буфет»). Руководство театра не без труда уговорило его педагога, народного артиста России Валерия Дьяконова, на три месяца отпустить студента на репетиции…

После Ковальского были Падрайк в «Лейтенанте с острова Инишмор» и Умберто в «Филумене Мартурано». Потом недолгая работа в московском «Современнике», из которого Аузину пришлось уйти по причинам, бесконечно далеким от творчества. Он направился в Тюмень, к своей девушке Наталье Никулиной, артистке нашего театра.

Меньше всего Николай ожидал, что на новом месте ему с ходу поручат роль Хлестакова. В Москве он успел познакомиться с постановщиком «Ревизора» Александром Горбанем. Когда речь зашла о Тюмени, Аузин упомянул, что видел «За двумя зайцами» и «Ревизора». Дальше произошел примерно такой диалог: «Тебе «Ревизор» понравился?» – «Не очень». – «Почему?» – «Танцев много». – «А ты хотел бы сыграть Хлестакова?» – «Нет… У него мало текста. Мне нравятся драматические роли, что-нибудь тяжелое, чтобы в себе поковыряться, душу раскрыть». Ему и Дьяконов по телефону сказал: «Хлестаков – это не твое».

Изначально «Ревизор» ставился с прицелом на Дмитрия Ефимова, и новый Хлестаков волей-неволей вынужден был примерять на себя «чужую шкуру». Спектакль за годы достиг зрелости, актеры живут на сцене легко и естественно, в слаженном ритме, в который очень трудно войти человеку со стороны. Особенно если у него совсем нет подобного опыта. До сих пор Николай осваивал новые постановки с нуля, вместе со всеми. Он даже текст не учил – «запоминал ногами» в процессе репетиций.

С «Ревизором» это оказалось невозможно. Пришлось взять в руки книжку, снова и снова просматривать видеозаписи... За полгода артист успел немного обжиться в спектакле, но все равно очень нервничает, выходя на сцену: «Все вокруг спокойные, я один бешеный, трясусь. Все время падаю, поскальзываюсь, цепляюсь за что-нибудь». Спектакль, в котором много движения, требует от исполнителя предельной точности, умения в нужный момент оказаться в нужной мизансцене. Если бы не помощь актеров-старожилов, Николаю пришлось бы совсем туго. Поэтому главное для него – «не подставить партнеров по сцене».

«Ревизор» обладает поистине волшебным свойством: «Он изначально построен так, что в нем все срабатывает». Николай с удивлением обнаружил, что вдруг сделался популярен, у него появилось множество поклонниц – от девочек школьного возраста до взрослых женщин, а в социальных сетях нет отбоя от желающих зачислить его в друзья... Впрочем, сам он до сих пор внутренне не уверен, что имеет право на роль Хлестакова. С другой стороны, признает Аузин, оценивая сам себя, артист может порой здорово ошибаться.

Александр Горбань с новичком не репетировал, но, приехав посмотреть, как изменился «Ревизор» с приходом Аузина, дал артисту несколько советов. Николай пытался играть человека наивного, творящего неблаговидные дела не из злого умысла, а по доверчивости. Но Горбань уверил, что такого подтекста в роль не вкладывал. По первоначальному замыслу, Хлестаков просто дурак, олух, однако, учитывая особенности психофизики нового исполнителя… «В ходе спектакля тебе надо постепенно превращаться из Хлестакова в Чичикова, – решил режиссер. – На поклон должен выходить уже Чичиков, прожженный человек, скупщик мертвых душ». И самое главное: не копировать Дмитрия Ефимова, а играть свой спектакль, своего Хлестакова.

«Я никогда не думал, что приеду в Тюмень, – признается Николай. – Но сегодня очень рад тому, что это случилось. Здесь происходят вещи, которые мне очень нужны как актеру и как человеку. Это этап, где и горе, и любовь, и счастье… И сразу главные роли».

Придя на сотый показ «Ревизора», зрители увидят двух Хлестаковых – Николая Аузина и Дмитрия Ефимова – и двух дочек Городничего. Вместе с Ольгой Зотиной на сцену выйдет Наталья Коротченко, прежняя исполнительница роли Марии Антоновны. Это будет не обычный спектакль, а шоу с элементами капустника. Публике обещают много приятных сюрпризов, в частности, розыгрыш билетов на за-крытие сезона нынешнего и подарочные сертификаты на открытие следующего. За час до спектакля на малой сцене пройдет презентация книги заслуженного артиста России Вениамина Панова «Уют провинциальных сцен». Так Тюменский драматический отпразднует Международный день театра.


1777