Дорогие друзья!
Сердечно поздравляю всех служителей сцены и поклонников театрального искусства с Всемирным днем театра!
Театр – это особый мир, который делает каждого из нас немного лучше, давая заряд позитивной энергии или заставляя задуматься над вечными вопросами бытия.
Тюмень все более заметна в театральном мире. Лучшие творческие коллективы нашей страны с удовольствием приезжают сюда на гастроли. Тюменский зритель в полной мере может насладиться гармоничным единством высокого искусства и смелых постановок, которые ему представляют режиссеры и актеры театров Тюменской области.
Уверен, творческий потенциал тюменских служителей муз трагедии и комедии будет расти. Залог этому – труд и талант, безграничная преданность любимому делу и зрителю!
Желаю всем театральным деятелям региона крепкого здоровья, благополучия, успеха, воплощения идей, благодарных и преданных зрителей!
27 марта Тюменский драматический театр в сотый раз представит своего «Ревизора» – спектакль-долгожитель, горячо любимый публикой. Семь лет подряд, со дня премьеры, Хлестакова играл Дмитрий Ефимов, но в нынешнем сезоне он передал эстафету выпускнику Красноярской государственной академии музыки и театра Николаю Аузину.
В Тюмень его звали еще пару лет назад, когда директор Владимир Коревицкий и главный режиссер Александр Цодиков отправились в Красноярск за молодыми талантами. Аузина вместе с несколькими однокурсниками пригласили для разговора, но к тому времени в местном театре имени Пушкина ему уже обещали главную роль в спектакле «Трамвай «Желание» по пьесе Теннеси Уильямса.
Это было так интересно, что он не поехал ни в Тюмень, ни в Новосибирск, ни в Омск, откуда чуть позже ему тоже пришли приглашения. Четыре репетиционных месяца артист с головой погрузился в спектакль, изо всех сил стремясь к тому, чтобы его первая большая работа на профессиональной сцене удалась. Роль Стэнли Ковальского он до сих пор считает для себя самой важной. Она одна из тех, которые могут многому научить актера, а возможность учиться Николай ценит высоко.
Кстати, на сцену красноярской драмы он выходил еще второкурсником. Режиссер Дмитрий Петрунь, приезжавший из Москвы ставить пьесу Акунина «Инь и Ян», приметил Аузина в театральном буфете («Волшебное место – театральный буфет»). Руководство театра не без труда уговорило его педагога, народного артиста России Валерия Дьяконова, на три месяца отпустить студента на репетиции…
После Ковальского были Падрайк в «Лейтенанте с острова Инишмор» и Умберто в «Филумене Мартурано». Потом недолгая работа в московском «Современнике», из которого Аузину пришлось уйти по причинам, бесконечно далеким от творчества. Он направился в Тюмень, к своей девушке Наталье Никулиной, артистке нашего театра.
Меньше всего Николай ожидал, что на новом месте ему с ходу поручат роль Хлестакова. В Москве он успел познакомиться с постановщиком «Ревизора» Александром Горбанем. Когда речь зашла о Тюмени, Аузин упомянул, что видел «За двумя зайцами» и «Ревизора». Дальше произошел примерно такой диалог: «Тебе «Ревизор» понравился?» – «Не очень». – «Почему?» – «Танцев много». – «А ты хотел бы сыграть Хлестакова?» – «Нет… У него мало текста. Мне нравятся драматические роли, что-нибудь тяжелое, чтобы в себе поковыряться, душу раскрыть». Ему и Дьяконов по телефону сказал: «Хлестаков – это не твое».
Изначально «Ревизор» ставился с прицелом на Дмитрия Ефимова, и новый Хлестаков волей-неволей вынужден был примерять на себя «чужую шкуру». Спектакль за годы достиг зрелости, актеры живут на сцене легко и естественно, в слаженном ритме, в который очень трудно войти человеку со стороны. Особенно если у него совсем нет подобного опыта. До сих пор Николай осваивал новые постановки с нуля, вместе со всеми. Он даже текст не учил – «запоминал ногами» в процессе репетиций.
С «Ревизором» это оказалось невозможно. Пришлось взять в руки книжку, снова и снова просматривать видеозаписи... За полгода артист успел немного обжиться в спектакле, но все равно очень нервничает, выходя на сцену: «Все вокруг спокойные, я один бешеный, трясусь. Все время падаю, поскальзываюсь, цепляюсь за что-нибудь». Спектакль, в котором много движения, требует от исполнителя предельной точности, умения в нужный момент оказаться в нужной мизансцене. Если бы не помощь актеров-старожилов, Николаю пришлось бы совсем туго. Поэтому главное для него – «не подставить партнеров по сцене».
«Ревизор» обладает поистине волшебным свойством: «Он изначально построен так, что в нем все срабатывает». Николай с удивлением обнаружил, что вдруг сделался популярен, у него появилось множество поклонниц – от девочек школьного возраста до взрослых женщин, а в социальных сетях нет отбоя от желающих зачислить его в друзья... Впрочем, сам он до сих пор внутренне не уверен, что имеет право на роль Хлестакова. С другой стороны, признает Аузин, оценивая сам себя, артист может порой здорово ошибаться.
Александр Горбань с новичком не репетировал, но, приехав посмотреть, как изменился «Ревизор» с приходом Аузина, дал артисту несколько советов. Николай пытался играть человека наивного, творящего неблаговидные дела не из злого умысла, а по доверчивости. Но Горбань уверил, что такого подтекста в роль не вкладывал. По первоначальному замыслу, Хлестаков просто дурак, олух, однако, учитывая особенности психофизики нового исполнителя… «В ходе спектакля тебе надо постепенно превращаться из Хлестакова в Чичикова, – решил режиссер. – На поклон должен выходить уже Чичиков, прожженный человек, скупщик мертвых душ». И самое главное: не копировать Дмитрия Ефимова, а играть свой спектакль, своего Хлестакова.
«Я никогда не думал, что приеду в Тюмень, – признается Николай. – Но сегодня очень рад тому, что это случилось. Здесь происходят вещи, которые мне очень нужны как актеру и как человеку. Это этап, где и горе, и любовь, и счастье… И сразу главные роли».
Придя на сотый показ «Ревизора», зрители увидят двух Хлестаковых – Николая Аузина и Дмитрия Ефимова – и двух дочек Городничего. Вместе с Ольгой Зотиной на сцену выйдет Наталья Коротченко, прежняя исполнительница роли Марии Антоновны. Это будет не обычный спектакль, а шоу с элементами капустника. Публике обещают много приятных сюрпризов, в частности, розыгрыш билетов на за-крытие сезона нынешнего и подарочные сертификаты на открытие следующего. За час до спектакля на малой сцене пройдет презентация книги заслуженного артиста России Вениамина Панова «Уют провинциальных сцен». Так Тюменский драматический отпразднует Международный день театра.