Александра Пермякова: «У нас лучшие певческие силы страны»

В Тюменской филармонии прошел концерт хора имени Пятницкого. Уже сто лет этот легендарный коллектив дарит зрителям незабываемые встречи с истинным русским народным искусством. В наш город хор приехал в полном составе, включающем вокальную, танцевальную и музыкальную группы.

Свое выступление артисты начали с песни «Степь да степь кругом», а затем в режиме нон-стоп сменяли друг друга песни и танцы разных регионов России в их изначальном варианте. Удивительно, но эти композиции не казались архаичными благодаря мастерству хореографов и режиссеров-постановщиков. Полтора часа концерта проходит на одном дыхании. Есть в репертуаре коллектива и авторские композиции, ставшие в нашем сознании народными, такие, как «Туманы» или «Уральская рябинушка». А завершился вечер «Калинкой», одной из самых известных в мире русских народных песен.

Перед концертом художественный руководитель хора имени Пятницкого народная артистка России Александра Пермякова встретилась с прессой. Она возглавила коллектив в 1989 году и фактически спасла его от распада. Эта хрупкая обаятельная женщина с волей железной леди вернула хору былой авторитет и популярность, сохраняя традиции и учитывая современные реалии концертной жизни.

048-6-2– Наш тур проходит по стопам юбилея, – рассказывает Александра Андреевна. – Второго марта хору исполнилось сто лет, а накануне на сцене Государственного Кремлевского дворца состоялось грандиозное выступление   коллектива, на которое пришли видные деятели культуры, руководители крупных государственных учреждений и ведомств, присутствовала супруга президента Светлана Медведева. 9 марта в зале им. Чайковского состоялся фестиваль национальной культуры под девизом «Нас поздравляют». Были Кубанский казачий хор, Омский русский народный хор, ансамбль танца Игоря Моисеева, оркестр им. Осипова, ансамбль «Березка», и все в полном составе. Концерт длился почти четыре часа, и потом вся Москва благодарила за этот вечер. Я не люблю стандартные формы юбилея, когда артисты сидят на сцене, а руководитель в кресле, как император. Поэтому в зале имени Чайковского я «сняла» партер, мы поставили туда деревенские лавки и усадили на них хор. А со сцены сделали два схода, получилось живое общение хозяев и гостей. Естественно, я обращалась на все телевизионные каналы, чтобы широко осветить юбилей, но вы сами знаете, какой у них формат. Вы видели юбилей Людмилы Зыкиной? Помните, когда эту великую певицу выходила поздравлять группа «Фабрика», а она даже не знала, кто они такие. Я категорически против подобного варианта. В конечном итоге на мой призыв откликнулся только канал «Культура», и их телеверсия – одна из лучших трансляций таких мероприятий. Нас снимали двенадцать камер со всех ракурсов. Завершающий этап юбилея пройдет летом в Витебске на фестивале «Славянский базар», где нас будут поздравлять звезды эстрады. У меня было одно железное условие: не мы исполняем их репертуар, а они – наш.

– Что еще запланировали в рамках юбилейного года?

– Тур на Дальний Восток, гастроли в Испании, Италии, Мексике. Не знаю, что будет с Японией, выступления должны были пройти с 1 по 13 июля, уже подписали договор, японская сторона выслала сигнальные экземпляры афиш и буклетов, но как будут развиваться события, предсказать трудно. Запланированы также концерты в Киеве, Минске, Одессе. К юбилею хор получил благодарность Президента Российской Федерации – этот документ считается государственной наградой. Несколько человек удостоены медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а им всего по 22-23 года. Я очень счастлива, ведь в лихие 90-е хор практически развалился, все разбежались в поисках денег, пришлось набирать коллектив заново.

– Где искали артистов?

– По всей стране. Обращались в учебные заведения, в хоровые коллективы, звали таланты в Москву, сами на гастролях прослушивали певцов. На сегодняшний день у нас лучшие певческие силы страны, в хоре работают люди из тридцати регионов России. Коллектив по возрасту исполнителей молодой, все – и дирижеры, и хормейстеры, и репетиторы, но я им очень доверяю. Признаю только «играющих тренеров», все должны крутиться в гуще событий, ведь если сам не выходишь на сцену, не участвуешь в процессе от начала до конца, никакого толку не будет.

– Вы считаете, что интерес к народной музыке у нас в стране не потерян?

– Я с радостью могу сказать: он неуклонно растет. Если в 90-е на выступлениях хора народу на сцене было больше, чем в зале, то сейчас люди ищут лишний билетик. Мы – как миссионеры, потому что народное искусство находится в состоянии информационной блокады. По существующему закону о СМИ, каждый канал формирует свой формат. Я могу миллион раз обращаться к их руководителям, умолять поставить нас в сетку, но они вправе со мной не согласиться. Сегодня у нас основной источник информации, к великому сожалению, телевизор. Что показывают, то и формирует сознание. Но нельзя говорить, что русское народное искусство развалилось, сама история хора доказывает обратное. Мы прошли три войны, пережили революцию 1917 года и перестройку. Во время Великой Отечественной войны танковая бригада отдавала солистам треть своего пайка, лишь бы они выступали. В 90-е с кошелкой ездила по Москве, кто-то давал доллар, кто-то десять рублей, но коллектив все равно выжил.

– Сейчас композиторы приносят вам свои песни?

– Приносят, но они плохие. Я прошу: дайте мне современную песню о России, чтобы в тексте была драматургия, чтобы мы могли создать зрительный образ композиции. Но тема нынешних сочинений – либо квасной патриотизм, либо разваливающаяся страна.

– Откуда берете новые песни?

– К столетию хора многие регионы выпустили сборники по итогам фольклорных экспедиций. Присылают диски с записями. Слава богу, многие пленки сохранились, и теперь все материалы перевели на цифру. Я внимательно прослушиваю, смотрю, какие регионы представлены. Ни для кого не секрет, что в 60-70-е годы, когда во главе хора стояли композиторы, исполнялись в основном авторские песни народными голосами. Так было при Захарове, при Левашове. Сейчас я с ответственностью говорю, что основа нашего репертуара – подлинные русские народные песни из разных областей России.

– Как у хора обстоят дела со звукозаписью?

– У нас лет десять назад произошел такой случай. Мы записывали песню вместе с группой «Любэ». Звукооператор прекрасно справился с материалом ребят, а вот когда вышел хор, он положил руки на пульт и сказал, что не знает, как нас озвучивать. И тогда я поняла: надо воспитывать своих звукорежиссеров-народников. Мы создали   студию, и теперь всё записываем сами, выпускаем диски.

– Архивы для будущих поколений останутся?

– Да я каждую бумажку берегу! У меня хранится пропуск в Кремль, подписанный Пятницкому Лениным в 1918 году. Есть письма с фронта, проверенные цензурой. А как не хранить съемку 1926 года: в президиуме сидит Крупская, выступает Бухарин, идет съезд сельских корреспондентов, и здесь же хор Пятницкого в лаптях. Или сорокасекундная запись 9 мая 1945 года: на Красную площадь выходит хор, и что творится с народом – пилотки, фуражки, бескозырки летят вверх. Я несу ответственность перед будущими поколениями.


1747