В Тюменском драматическом театре прошел космический мюзикл «Кошка», поставленный Свердловским академическим театром музыкальной комедии. Зрителям предложили новую трактовку известного произведения Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе».
Кошки, пожалуй, самые загадочные существа на Земле. Они постоянно находятся около человека, живут в наших домах, но никто не знает, что на самом деле у них на уме. Они действительно сами по себе и привязаны больше к дому, нежели к хозяевам. И при первой возможности предпочитают отлучиться по своим делам, но чаще всего возвращаются туда, где их ждет миска с молоком. Создатели мюзикла решили, что кошка прилетела из космоса. Иначе чем объяснить ее экстрасенсорные способности и то, что она – единственное животное на Земле, которое не упоминается в Библии.
Итак, сквозь созвездия на нашу планету прилетает Кошка. Она, конечно, дама самодостаточная, но ей все интересно. Например, кто живет в диком лесу, чем занимаются обитатели этого мира. В пещере поселилась семья: мужчина – охотник и добытчик, женщина – хранительница очага – и человеческий детеныш. Из леса за ними подсматривают дикий Пёс, дикая Корова и дикий Конь. С одной стороны, им хочется познакомиться поближе с новыми соседями, но с другой – страшновато и жаль терять свою свободу. А еще по лесу ходит кровожадный Тигр, пугающий всех вокруг, компанию ему составляет вечно пресмыкающийся Шакал. Этакая шестерка, исполняющая мелкие поручения хозяина и чувствующая от этого свою значимость. Тигра очень не устраивает соседство с людьми, и он постоянно провоцирует конфликты.
Пока мужчина охотится, женщина постепенно приручает диких животных, и только Кошка продолжает быть сама по себе. И даже вроде бы становясь домашней, она заключает с обитателями пещеры своеобразный контракт, оговаривая условия сделки. По замыслу авторов, первая Кошка вернулась обратно в космос, а на Земле оставила маленького котенка. Эту роль исполнил тюменский артист – белого пушистого котенка нашли в магазине «Айболит». И он блестяще справился со своей задачей, не побоявшись громкой музыки и незнакомых людей. Появление четвероногого артиста стало эффектным финалом этого спектакля с завораживающими костюмами и декорациями.
Актеры Свердловской музкомедии уже стали любимцами нашей публики, у них появились свои поклонники, и они с удовольствием приезжают в Тюмень на гастроли. Перед спектаклем я встретилась с заслуженным артистом России Александром Копыловым, известным по роли Губернатора в «Мертвых душах». За этот образ он номинирован на премию «Золотая маска». В «Кошке» Александр играет главного злодея – коварного Тигра.
– Александр, мюзикл «Кошка» рассчитан на всю семью, но все же большей частью – на детей. Как вам работается для такой аудитории?
– Я думаю, что в этом мюзикле и дети, и взрослые могут для себя что-то почерпнуть. Киплинг – многогранный писатель, сочинявший для всех возрастов. А что касается детей, то это самый сложный зритель. Дети не принимают неправду, они сразу же чувствуют фальшь, к тому же их нужно увлечь историей.
– Вы играете Тигра, каким его увидели лично вы?
– Он большой злодей. Я на самом деле люблю играть отрицательных персонажей, это и сложно, и интересно. Мой Тигр бравурно расшагивает по лесу, пугая всех диким рыком. Но в том-то и прелесть, что за своим гонором он скрывает труса. И как только его перестают бояться, тут же предпочитает сбежать.
– И много у вас отрицательных ролей?
– На самом деле я играю всё, что мне предлагают. Вот сейчас у нас будет премьера мюзикла «Алые паруса», там я исполняю роль Менерса и умираю уже в прологе.
– Вас уже выдвигали на «Золотую маску» за спектакль «Фигаро», сейчас вы опять номинированы. Получение статуэток так важно или вы относитесь к этому спокойно?
– Любому человеку приятно, когда его работу высоко оценивают, дают какие-то награды, грамоты. Но я на этом не зациклен, не развешиваю их по стенам своей квартиры, у меня есть ящик, куда я и складываю свои дипломы.
– С таким количеством наград не хотелось попробовать себя в столице?
– Я пробовал, но понял, что это не мое. Питер – бедный, а Москва – тяжелый город. Наверное, туда надо приезжать лет в 17, а я поехал в 25. Причем не наобум, а по приглашению. Но понял, что в Екатеринбурге я на своем месте. Есть работа на телевидении, роли в театре, к тому же мама с папой рядом.
– А родители следят за вашим творчеством?
– Постоянно напрашиваются на спектакли, причем смотрят постановки и без моего участия. Но они не строгие критики, все, что я делаю, им нравится.
– Вы сами часто бываете на спектаклях как зритель?
– Почти не бываю. Знаете, иногда спрашивают, чем я занимаюсь в свободное время. Нет у меня свободного времени. Если я не репетирую, то занимаюсь телевизионными проектами. Я веду утреннюю программу, она одна из немногих, которая по-прежнему идет в прямом эфире. Мы работаем на импровизации, без суфлеров.
– Как удается совмещать вечерние спектакли и утренние эфиры?
– Я так работаю с 1998 года, уже привык. У меня выработался собственный режим, я даже просыпаюсь без будильника.
– В городе вас узнают больше как телеведущего или как актера?
– К счастью, и как актера тоже. Естественно, телевизор люди смотрят больше, но когда узнают именно по ролям в театре, безумно приятно. Но я никогда не ставил узнаваемость самоцелью. Просто мне удается заниматься любимым делом, развивать талант и от всего этого получать огромное удовольствие.
– Когда вы решили поступать в театральный?
– Когда нахватал троек по физике. Я учился неплохо, даже хотел стать компьютерщиком. Но в последние два года обленился, а для того чтобы стать артистом, физика с математикой не нужны. К тому же я всю жизнь пел. Многие мои друзья учились в театральном, вот и я решил попробовать. После окончания меня пригласили в Питер, я уже собрал чемоданы, но потом подумал, что время тяжелое, середина 90-х, зарплата маленькая. А здесь друзья, можно найти подработку, и остался. В этом году будет пятнадцать лет, как я работаю в Свердловской музкомедии, и у меня уже более тридцати ролей.
– Свою первую роль помните?
– В первый раз на сцену вышел студентом, играл одного из гангстеров в спектакле «В джазе только девушки». А когда уже приняли в труппу, сыграл Луку в пьесе Чехова «Медведь».
– Говорят, что актерской профессии учатся всю жизнь…
– Спектакль – не кинофильм, который сняли и в нем уже ничего не исправишь. Каждый спектакль – живой, развивающийся организм, что-то исправляешь, смотришь на партнеров, и вдруг возникают новые находки. Да и от зрителей зависит, как пройдет очередная постановка. Зритель везде разный. У нас в Екатеринбурге сильная театральная школа, и публика уже приучена к хорошему. Если что-то не идет, начинаешь задумываться, правильно ли расставлены акценты. Москвичи изначально настроены скептически, и их постоянно надо чем-то удивлять, что-то доказывать, невзирая на «Золотые маски».