Прекращение работы в этой точке даже на месяц-другой больно скажется на повседневных интересах жителей посёлка Щучье.
Этот магазин обслуживает две сотни жителей посёлка Щучье, удалённого не только от Заводоуковска, но и от широких дорог, ведущих в город. Основой жизнедеятельности мини-посёлка является расположенный тут же психоневрологический интернат с контингентом, в полтора раза превышающим численность местного населения. Было время, услугами магазина пользовались даже больные, естественно, под присмотром сотрудников лечебницы. И вот надвинулась угроза: не сегодня так завтра магазин могут закрыть…
Когда выгода – дело второе
Владеет магазином торговое предприятие ЗАО «Союз». Но не зданием, являющимся собственностью Тюменской области и переданным в оперативное управление интернату. Договор аренды здания бывшей малокомплектной школы был заключён в 2004 году, тогда же магазин перебрался сюда из поселкового клуба, в котором арендовал небольшое помещение. Надо сразу сказать, что здание общей площадью 55 кв. м, находящееся на балансе дома-интерната, к тому времени буквально дышало на ладан. 85% износа, при балансовой стоимости 96 892 рубля остаточная составляла 14 534, капитальному ремонту подлежало всё – от конька крыши до фундамента. Невольно напрашивается вопрос, что за мотивы двигали бизнесом, пошедшим на немалые затраты для организации торговли, явно не приносящей барышей, при которой, как говориться, не до жиру – быть бы живу?
– Не хочу выставлять себя этаким благодетелем, но мне не безразлично обеспечение сельского населения товарами первой необходимости. Мы не бросили людей, когда шла перестроечная чехарда, во времена дефолта и последнего кризиса, и ни при каких обстоятельствах не собираемся бросать их сейчас, – ответил на это генеральный директор ЗАО «Союз» Артур Бауэр.
К сказанному, добавлю, что самое разветвлённое на территории округа торговое предприятие, имеющее 50 магазинов, 35 разместило в сёлах и деревнях. В первую очередь туда подвозят товары повседневного спроса: сахар, соль, хлеб, крупы, молочные… Правда, администрация округа возмещает предприятию транспортные издержки на доставку жизненно необходимых продуктов, но это сущий мизер в сравнении с затратами на содержание помещений, зарплату продавцам и прочими расходами. Недобирая в отдалённых и небольших деревнях, свою казну «Союз» восполняет прибылью, получаемой в магазинах крупных населенных пунктов и города.
Нашла коса на камень
Казалось бы, ничто не предвещало крутого поворота событий. Магазин в Щучьем в круглосуточном режиме без выходных и проходных на протяжении семи лет обеспечивал жителей всем необходимым, пока в августе прошлого года руководству ЗАО «Союз» не поступило письменное уведомление из департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе договора бессрочной аренды. Согласно п.2 ст. 610 ГК РФ предприятию давалось три месяца на то, чтобы свернуть торговую деятельность и вывезти своё имущество. Кстати, аналогичное уведомление получил и тут же требование арендодателя исполнил предприниматель, торговавший в помещении клуба, оставленном когда-то «Союзом».
Но в случае с Бауэром казённая бумага подобного эффекта не возымела, магазин продолжает работать. Более того, руководитель ЗАО «Союз», не получив понимания в областном департаменте имущественных отношений, намерен биться за права своего предприятия до конца, и только суд, считает он, может поставить точку в данном деле. Артура Андреевича понять можно. Во-первых, обидно возвращать капитально отремонтированное здание, не получая ничего взамен. Во-вторых, прекратить торговлю, значит, уронить авторитет предприятия в глазах населения. «Лишиться доверия людей просто, но куда сложней затем вернуть его», – говорит он.
И наконец, о том, что не является плодом моих умозаключений, как говорится, за что купил – за то и продаю, но, как одну из версий причин происходящего вокруг магазина в Щучьем, озвучить обязан. Тем более что сам А. Бауэр считает её главной и убеждён, что его просто пытаются «выдавить» с территории посёлка, предоставив её для торговой деятельности не кому иному, как директору дома-интерната О. Барковой. Недаром, едва прикрылась «лавочка» предпринимателя, безропотно освободившего помещение в поселковом клубе, её место тотчас занял магазин, работавший до того в стенах режимного учреждения – психоневрологического интерната.
На войне как на войне
Стопку «входящих» и «исходящих», накопленных в ЗАО «Союз», можно читать как реляции с баталий вокруг магазина. Например, присланный О. Барковой акт приёма-передачи имущества интернату с обещанием тут же продлить аренду. По мнению Бауэра, подписать его было, всё равно что подписать акт капитуляции. И не подписал, посчитав предложение противостоящей стороны ловушкой. «Перечеркнуть закреплённый в 2008 году договор аренды, вывезти из помещения имущество, значит, добровольно отказаться от своего присутствия в Щучьем, и тогда уж никакой суд нам не помощник» – считает он.
Была и такая атака со стороны интерната, правда, в бумагах не зафиксированная. Однажды в феврале от главного бухгалтера учреждения в магазин поступил телефонный звонок, по сути –ультиматум. Или вы прекращаете работу, или мы отключаем здание от тепла и электроэнергии и опломбируем его. И был назначен день «Х» – 28 февраля. Естественно, никто в ЗАО «Союз» и пальцем не пошевелил, ибо более противоправного заявления никогда ранее здесь не слыхивали. «Мы регулярно платим за тепло и свет, но даже если бы задолжали, разве интернату позволительно брать на себя функции энергоснабжающих организаций, суда и приставов-исполнителей одновременно?» – законно задаются вопросом в торговом предприятии. И потом, посягательство на чужое имущество без решения суда, в свою очередь, также чревато судебным преследованием. Правда, Ольга Ивановна объясняет теперь происшедшее излишним рвением подчинённых, заплутавших в «надысь» и «сегодня», погорячившихся излишне, да и вообще, поясняет она: случилось всё как в игре «испорченный телефон» – передали одно, а услышали иное.
Но Бауэр есть Бауэр. «Не уйду! – говорит он. Одновременно Артур Андреевич подготавливает запасные позиции. Уже присмотрен в Щучьем дом, который «Союз» намерен приобрести, дело даже не в доме, а в участке, на котором можно построить новый магазин.
Не даёт посёлку жить… призрак почившей школы
В разговоре Артур Бауэр сказал не раз: если я в чём-то не прав, так и напишите. Пишу. Когда вникаешь в конфликт, вдруг выясняется, абсолютно никто не покушается на права самой авторитетной в округе торговой организации. Директор психоневрологического интерната Ольга Баркова, она же депутат Думы округа, решительно возражает против брошенных в её сторону обвинений:
– Это здание нам совершенно не нужно. Оно не годится ни под какие наши службы, а торговать в нём – себе дороже. Как у главного врача больницы, у меня масса иных забот. И, уж поверьте, как депутат я только за то, чтобы жители посёлка получали нормальное торговое обслуживание, как в магазине Артура Андреевича, – сказала Ольга Ивановна.
Кстати, магазинчик, открытый в помещении клуба, и Бауэру совершенно не конкурент, имеет право на существование, так засвидетельствовано в государственном реестре юридических лиц, выданном интернату.
А за магазин Бауэра, да пусть знает Артур Андреевич, радеют и в администрации городского округа. Заместитель главы администрации по экономике Тамара Пономарёва, председатель комитета имущественных отношений Светлана Холомеева, специалист комитета по экономике, прогнозированию и развитию потребительского рынка Елена Снегирёва – в один голос: магазин «Союза» должен работать! Так в чём же стопор? А вот в чём.
В 2006 году вышел Закон РФ о конкуренции. В одной из его статей прописано, что объекты, передаваемые в аренду, должны использоваться строго по назначению. Была школа и будет оставаться таковой до скончания веков. Древние говорили: плох закон, но это закон. И совершенно справедливо озабочена Ольга Баркова: пока со здания, занимаемого сегодня магазином, не будет снят статус учебного учреждения, перемирию не бывать, ибо она рискует не только штрафными санкциями, но и креслом директора.
Учитывая, что спорное здание абсолютно никому не интересно, кроме ЗАО «Союз», а о том, чтобы организовать там учебный процесс, даже смешно говорить, администрация округа вышла на департамент имущественных отношений области с предложением найти выход. Самое реальное – передать объект в муниципальную собственность, а уж здесь разберутся, что к чему. Только бы скорее! Прекращение работы магазина даже на месяц-другой больно скажется на повседневных интересах жителей посёлка.
– Нам без этого магазина никак, готовы писать, чтобы его сохранить, даже Медведеву, – сказали мне две пожилые покупательницы…
Но зачем же сразу президенту! Может, область разберётся?