Новый телефильм журналиста Юлии Коваленко рассказывает о великом Певце – Иване Козловском
Телевизионный фильм «Иван Семёнович Козловский. Вера… Надежда… Любовь…», посвящённый 110-летию со дня рождения великого русского Певца, прошёл в начале нынешнего года по каналам «Регион-Тюмень» и «Культура». Автор и продюсер – Юлия Коваленко, лауреат международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов, обладатель «Золотого пера» Союза журналистов России, в своё время она работала редактором на тюменском телевидении и радио.
Божественное великолепие
Часовой показ трёх пронзительных по своему душевно-эмоциональному накалу теленовелл заставляет возвращаться к ним вновь. Дабы утолить духовную жажду, открыть нечто глубинное, неохваченное твоим первоначальным вниманием, чтобы еще раз прожить вместе с героями фильма светлые чувства, связанные с творчеством и судьбой Ивана Козловского – так до конца и не оценённого нами, его современниками. Справедливость однако – в самом факте появления этой работы. По прошествии почти двух десятилетий со дня его ухода в мир иной о «поющем ангеле, о христианском Орфее» вспоминают с теплотой и любовью, говорят, что он был благороден до конца, до самого донышка, что у него действительно была жизнь рыцаря добра и света. В фильме обилие документального материала, ибо за долгую творческую жизнь Ивана Семёновича кинохроника запечатлела его исполняющим многочисленные оперные партии (в той же знаменитой роли Юродивого), выступающим перед земляками в его родном селе Марьяновке на Киевщине, дающим интервью…
«Отпусти меня, Создатель, снова на землю – было бы о ком пожалеть и утешить кого бы…». Это голос Козловского слышится откуда-то из глубин небесной синевы и белых облаков. Кажется, его обладатель, созерцающий наш мир с тех высот, сквозь шумные капли раннего дождя мудро наставляет нас: «Когда плачут весной облака, не грусти, прикажи себе чашу принести. Травка эта, которая весной радует взоры, завтра будет из нашего праха расти. И всё же каждый из нас хочет, чтоб в этом шелесте что-то напоминало о нас…». Изначальный настрой на «светлую печаль» сопровождает тебя, заставляет вслушиваться и всматриваться, буквально впитывать божественное великолепие высокого искусства.
Масштаб личности
«Музыка кажется мне чем-то удивительным, тонким, не подвластным словесному описанию, хотя мы пытаемся это сделать, – говорила в одном из интервью в качестве лауреата Первого Международного конкурса независимой прессы, радио и телевидения «Гонг-94» журналист Юлия Коваленко. – Хорошая музыка для меня – это катарсис». Катарсис (очищение души) наступает и после просмотра новой работы Юлии Владимировны. Что совсем не удивительно, если иметь в виду талант и преданность автора избранной теме. Работая над документальной лентой о заслуженном артисте России, солисте царского Мариинского и Большого театров Андрее Марковиче Лабинском, тюменская журналистка встретилась с его добрым знакомым и коллегой по театру Иваном Семёновичем Козловским, свидетелем века, который говорил очень важные пророческие слова: «…Прошедшее невозвратимо никому. Но счастлив человек, который может дорисовать к прошлому то, что ранее никто не замечал. Ему говорят: «Спасибо! Да живёте вы в веках!». И каждый, обольщая себя, представляет, что его вспоминают. Ведь вы же вспомнили!». Видеозапись того интервью (от 14 октября 1993 года), естественно, вошла в новый фильм. И действительно, сегодня о нём снова вспомнили, «дорисовали то, что ранее никто не замечал» – тем более что о масштабе этой личности рядовой зритель после просмотра ленты, возможно, только-только начинает догадываться. Ивана Козловского, прожившего большую жизнь, уважительно называли лучшим памятником своим друзьям и современникам. И то памятное интервью журналистке из Тюмени тоже было вызвано, как утверждают, его врождённым чувством долга – 93-летний мэтр оперы считал себя обязанным поведать людям о своём дорогом коллеге, о собственном видении искусства и жизни как таковой. Самому-то Ивану Семёновичу, конечно, было не до телесъёмок – говорил с трудом, порой преодолевая только ему известные муки. Но на первом месте для него всё-таки оставались память об ушедших, стремление во что бы то ни стало помочь людям, если уж они пришли к нему за этой самой помощью.
А его собственная творческая биография была, оказывается, не такой уж безоблачной. В силу определённых разногласий он на целый год отлучён от сцены главного театра страны, «не выпущен» на гастроли в Америку (это в роли-то Юродивого?!). Свой последний сольный концерт, состоящий из двух отделений и сложной программы произведений Сергея Рахманинова, Иван Семёнович спел в Большом зале консерватории, будучи в возрасте 87 лет…
Поиск начинается с имени…
Как часто бывает, творческий поиск начинается с имени, которое потом настойчиво стучится в твою жизнь, и постепенно разрозненные пазлы «той» биографии таинственным образом выстраиваются в картину чьей-то большой судьбы и твоей собственной. Это ты понимаешь только по прошествии времени, но не находишь ответа на вопрос: почему ушедшие однажды стучатся в наше сегодня, выбирая того или иного человека? Так размышляет автор фильма о своей встрече с легендой мировой оперной сцены, народным артистом СССР И.С. Козловским. «Моё интервью, к сожалению, оказалось последним в жизни Мастера… Поразительный дар понимания людей (что дала почувствовать та единственная беседа) позволял ему, ровеснику века двадцатого, до последних дней по-юношески сочетать открытую душу, все его знаменитые суеверия, причуды, сложность характера и умудрённость Мыслителя с большой буквы, с только ему присущим неповторимым узнаваемым способом восприятия жизни. Фигура непостижимая, необъятная…».
Создательница ленты приходит к однозначному заключению: это событие во многом определило её мировоззрение, музыкальные вкусы и круг друзей. Оперное искусство – элитарное искусство, о нём действительно очень тяжело делать кино. А тут всё это соединилось, стало возможным – судьба позволила снять давно задуманное. Три новеллы, три части, взаимосвязанные между собой, перетекающие друг в друга... Нет, это не фильм-биография, признаётся Юлия Коваленко, а нечто значительно более сложное по структуре – скорее, это попытка сделать психологический портрет Ивана Семёновича, человека, который жил почти век. Он родился 24 марта 1900 года, а умер 21 декабря 1993 года, на 94-м году жизни. Ровесник века, проживший огромную, совершенно уникальную жизнь – период, длившийся от царствования Николая II и до момента правления Бориса Ельцина.
Творческие мечты сбываются
В телефонном разговоре Юлия Коваленко выразила огромную благодарность правительству Тюменской области в лице С. М. Сарычева и А. П. Новопашина, а также руководителю ТРК «Регион-Тюмень» А. К. Омельчуку за предо-ставленную возможность реализации давней творческой задумки. («Регион-Тюмень», кстати, выиграла грант губернатора под этот фильм). В свою очередь, сенатор от Тюмени С. М. Киричук помог выйти на советника президента по культуре Ю. К. Лаптева, что, естественно, сняло ряд организационных проблем. Посодействовал процессу телесъёмок в Израиле (оплатил дорогу и дал оператора) и гендиректор 9-го русскоязычного канала «Израиль-плюс» Леонид Блехман – ему также посвящена часть финальных благодарственных титров. А недавно автор отправила ему уже готовую работу на DVD для возможного показа по государственному ТВ. Кстати, в этой средиземноморской стране живут дочери легендарного актера и режиссера Соломона Михоэлса – Инна и Наталья. Одной – 90, другой – 86. Дело в том, что Михоэлс и Козловский очень дружили. И Козловский после гибели друга помогал его вдове Анастасии Павловне Потоцкой-Михоэлс, её семье как мог – и деньгами, и продуктами.
Во многом появлению этой работы изначально способствовала творческая связь с телерадиокомпанией «Регион-Тюмень», с которой автор продолжает сотрудничать – всё-таки творческая колыбель, первое место работы. Да и теперь руководство компании, её рядовые работники – те люди, к которым всегда можно обратиться за помощью и всегда во всём найти понимание и поддержку – несуетливую, искреннюю. Речь, в частности, идёт о режиссёре Нелли Тоболкиной, «умном, тонком, профессиональном человеке и единомышленнике».
Пример христианского служения и взаимопомощи
Творческий процесс объясним только в момент завершения написания книги, создания фильма или музыкального произведения, когда результат – налицо. Именно тогда всё раскладывается «по полочкам». Юлия Коваленко не скрывает: сделать такой фильм об опере, о её верном рыцаре в наше время, когда о «высоком искусстве» вспоминать как-то не принято, это уже само по себе – чудо. Понятно, что произошло всё не просто так, не случайно. Сестры Михоэлс говорили ей то же самое: одной было бы невозможно выполнить эту работу – найти, перелопатить такое огромное количество уникального материала … «Но с каждым днём работа медленно, но верно шла вперёд. Утром встану, прочитаю молитву, и это множество разрозненных пазлов начинает в каком-то месте тихонько складываться. Видимо, так должно было быть. Повторяю, это чудо, которое осуществлялось на моих глазах для меня. И еще: это, без сомнения, духовные наработки Ивана Семеновича Козловского, глубоко верующего православного человека, который по вере, по жизни каждый момент, каждое движение своё и мысли сверял. Мне казалось, что он меня вёл в этой работе, помогал. Чтобы погрузиться в материал, мне столько надо было на тему веры изучить-прочитать и понять. Например, что такое любовь в христианском понимании, что такое «юродство» на Руси, что такое «жизнь во Христе»… Я поняла: Козловский – уникален, он всю свою жизнь выстраивал как святой человек – о нём можно говорить, как о совершенстве человеческой жизни, если есть такое понятие. Кстати, о том, как Козловский помогал людям, никто до сих пор так и не знает, он делал это тайно, не напоказ».
В фильме есть рассказ о первой помощнице певца – Нине Феодосьевне Слезиной, которая 45 лет служила ему верой и правдой (она ушла вскоре после Ивана Семеновича). В этой связи автор вспоминает о следующем эпизоде: «Когда перебирала свой архив в связи с Козловским никак не могла найти информацию о ней. И тут из кипы бумаг прямо в руки мне вылетает «та самая» записка, где был зафиксирован наш с ней давний разговор. Еще в 93-м году, почти сразу после ухода великого артиста, мы обсуждали с Ниной Феодосьевной то, какой ей видится концепция фильма о Козловском. И сегодня наша творческая бригада прорабатывала именно те опорные основные точки, которые были обозначены ею тогда. А в истории с запиской она будто с того света мне напомнила об этом. Это ли не чудо?».
Когда ты берёшься за такую работу, считает Юлия Коваленко, то начинаешь мыслить, осязать какой-то тонкий план, тонкую материю, чувствовать человека, что можно, чего нельзя, что составляет его существо, его природу, как бы он тут думал. Если говорить библейскими понятиями, это мои «хлеба и рыбы», считает она. И действительно, о великом певце Козловском так еще не рассказывали. Получился именно психологический портрет, состоящий в том числе из понимания того, как он вообще видел и осознавал жизнь, как относился к людям, которые составляли для него суть бытия. Он часто восхищался другими: как беспределен человек! Но как же беспределен был он сам! И мне, постоянно ищущему ответы на вечные и главные вопросы в жизни, они были даны. Благо в самой ленте – обилие размышлений о смысле жизни, убедительные примеры христианского служения и взаимопомощи, а также утверждение, что каждый должен нести свой крест. Особенно запомнились мудрые изречения Мастера: «Есть духовная сила, которая, по сути, и есть продолжение жизни, начатой нашими предками. И если бы не было предшественников, на плечах которых мы стоим, это движение вперёд было бы невозможно», «Если чувствуешь к какому-то человеку неприязнь, подумай, как ты можешь ему помочь, что ты можешь сделать для него. Просто тогда много меняется в жизни с Божьей помощью», «В чём счастье? Отдавай, что имеешь, и отдавай скорее. Вот в отдаче, видимо, взаимное обогащение».
Фильм «Иван Семёнович Козловский. Вера… Надежда… Любовь…» планируется показать по каналу ТВЦ и снова – по областному тюменскому телевидению. Состоится его презентация в Киеве и родном селе певца – Марьяновке. Возможно, в «украинских» мероприятиях снова примет участие съемочная группа ТРК «Регион-Тюмень».
P.S. Волею судеб поэт Белла Ахмадулина в фильме о И. Козловском дала своё последнее интервью. Новая работа журналиста Юлии Коваленко будет посвящена Белле Ахатовне…