Романс о любви и войне

Блестящее трио: Петренко, Климова, Исаев – на тюменской сцене

В Тюменском драматическом театре прошел спектакль «Ленинградский романс» по пьесе классика советской драматургии Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». В нем приняли участие лучшие актеры нового поколения: Игорь Петренко, Екатерина Климова и Дмитрий Исаев.

Спектакль антрепризный, но поставлен настолько качественно, что его с гордостью мог бы взять в свою афишу любой репертуарный театр. Режиссер-постановщик Петр Штейн сделал свою версию одной из самых лирических пьес о любви и войне, при этом постарался сохранить изначальную атмосферу произведения. В спектакле звучит голос первого режиссера пьесы Арбузова Анатолия Эфроса, а Штейн – его ученик, так что налицо связь поколений.

В блокадном Ленинграде в чудом уцелевшей после бомбежек квартире встречаются двое – Марат (Игорь Петренко) и Лика (Екатерина Климова). Они стараются выжить, потеряв всех своих близких, и вдвоем это сделать намного легче. Они оба – люди сильные, со своими характерами, но им так хорошо вместе, что кажется, внешний мир перестает существовать. Однако потом у них в квартире появляется третий – Леонидик (Дмитрий Исаев), которого они пытаются спасти от смерти. Судьба на долгие годы затянула узел любви и дружбы, и развязать его, не причинив кому-то боль, не представляется возможным.

Война закончилась, героям повезло – они остались живы. Но как жить дальше, вопрос намного сложнее, чем выжить. Слишком гордые Марат и Лика не могут сделать первый шаг навстречу, а Леонидик не скрывает своей любви, постоянно преподнося Лике цветы, говоря нежные слова, хотя и понимает, что она не испытывает к нему ничего, кроме дружбы. Классическая история – она любила Марата, замуж вышла за другого и испортила жизнь всем троим. Спустя годы повзрослевшие герои вновь встречаются в Ленинграде, чтобы еще раз разобраться в своих чувствах. И каким пронзительным откровением звучат слова Марата: «Мне плохо, но вам еще хуже», потому что нет ничего хуже, чем одиночество вдвоем. Оказалось, что Марат и Лика были счастливы только в военные годы, так как были вместе. И Леонидик с благородством отказывается от любимой женщины, понимая, что Лике с Маратом не жить друг без друга. В этом он оказался намного смелее и честнее их.

Актеры играют с такой пронзительностью, что публика, затаив дыхание, следит за сюжетом. Когда в первом акте на сцене появляется Екатерина Климова, то веришь: перед тобой 16-летняя девчонка, и забываешь о ее звездных ролях в кино. Отлично справились со своими образами Игорь Петренко и Дмитрий Исаев, а благодарная публика долго не отпускала актеров, одарив их таким количеством цветов, что могли бы позавидовать самые раскрученные звезды шоу-бизнеса.

После спектакля я встретилась с Екатериной Климовой.

Екатерина, этот спектакль в вашем репертуаре уже шестой год. В одном из интервью вы сказали, что готовы играть эту роль бесконечно.

– Ну, не бесконечно, а пока зал не будет смеяться на словах, что мне 16 лет. Но эта роль действительно моя любимая. Я не могу похвастаться такими работами ни в театре, ни в кино. Во-первых, здесь потрясающая драматургия, во-вторых, три возраста, и для каждого нужно найти свои краски. К тому же рядом прекрасные партнеры, я получаю удовольствие от игры с ними. А еще – на сцене я единственная женщина, и все меня любят.

Как вам работается с мужем?

– Хорошо. У нас одна театральная школа – Щепкинское училище. В процессе репетиций мы спорили, у каждого были свои нюансы, но все это мелочи. В итоге когда мы вместе на сцене, то получаем колоссальное удовольствие от совместной работы. Надеюсь, наши зрители тоже. У Игоря это единственный спектакль, его очень трудно затащить в театр, так как у него много работы в кино.

В течение этих лет, что идет спектакль, он сильно менялся?

– Мы не очень позволяем себе что-то менять. Режиссер Петр Штейн умер, и теперь мы втроем в ответе за спектакль. Когда появляются какие-то находки, их закрепляем, хотя импровизация не всегда идет на пользу, иногда она разрушает общую атмосферу. А поскольку сейчас некому нам что-то подсказать со стороны, то мы стараемся очень бережно относиться к материалу.

Вы актриса, которая и танцует, и поет, к тому же ездит верхом, фехтует. Никогда не хотели сыграть в костюмной музыкальной комедии?

– Я бы с удовольствием сыграла Шурочку Азарову, но опоздала во времени. На самом деле с появлением троих детей на совершенствование этих навыков совсем не остается времени.

При таком наличии талантов вы не участвуете ни в одном шоу.

– Есть профессия, которой я училась, я бы с удовольствием применяла эти навыки на экране, например, сыграла бы женщину, которая танцует или катается. Я знаю, что эти проекты многим нравятся, в том числе и моим родителям, но мне жалко тратить на них силы. Я пою, когда это требуется в рамках актерской профессии, записываю песни для фильмов.

Вы ушли из Театра Российской армии, в котором прослужили много лет. Сейчас, кроме «Ленинградского романса», в вашем репертуаре есть еще спектакли?

– Есть спектакль «Боинг-Боинг», который мы тоже давно играем, не знаем, сколько он еще продержится. Сейчас я рассматриваю предложения об антрепризе. Но все же большую часть моего времени занимает кино.

Над чем вы сейчас работаете?

– Я надеюсь, что скоро выйдет фильм «Своя война» по повести Володарского. Там я играю вместе с Игорем, у него очень интересная, необычная роль. Еще есть картина «Свидание», это романтическая комедия, что нечасто бывает в моем репертуаре, в ней я снялась в дуэте с Владимиром Кристовским. С Гришей Антипенко я сыграла в сериале под рабочим названием «В Киеве». Ну и, конечно, продолжение сериала «Побег», правда, когда он выйдет на экраны, я не знаю.

Есть режиссеры, с которыми вам хотелось бы поработать?

– Есть светила, перед которыми я преклоняюсь, но сама напрашиваться на роль не буду. Мой самый любимый режиссер – Андрей Малюков, снявший меня в «Мы из будущего» и в «Побеге».

Когда вы на гастролях, с кем остаются дети?

– С бабушками, с нянями. У нас семья большая, все готовы помогать. Лиза уже ходит в школу, к тому же занимается музыкой, так что без помощников не обойтись.

Лиза с удовольствием ходит в две школы?

– Да, пока у нас нет никаких проблем.

К беседе присоединился муж актрисы, Игорь Петренко:

– Она же маленькая принцесса, представляю, какое к ней внимание мальчишек, так что в школу Лиза ходит с удовольствием.

Она у вас совсем маленькая снялась в рекламе, но больше на экране не появлялась. Вы сознательно отстранили ее от этого мира?

Е.К.: В таком юном возрасте детей не стоит травмировать, я насмотрелась на это за время работы в кино. Обычно это способ добавить денег к семейному бюджету, но мы пока еще сами неплохо зарабатываем.

И.П.: Я тоже насмотрелся на детей на съемочной площадке, там все не просто, даже взрослому трудно справиться со всеобщим вниманием к тебе, а что уж говорить о ребенке.

Е.К.: Если в дальнейшем Лиза захочет заняться актерской профессией, мы препятствовать не будем, но и способствовать тоже. Это касается и наших мальчиков.

Как вы обычно отмечаете праздники?

Е.К.: Никаких особых ритуалов у нас нет. Игорь меня приучил, что если не нашелся подходящий подарок, безделушки лучше не дарить. А сюрпризы можно устраивать и без дат.

И.П.: У нас очень много работы, дома находимся крайне редко. Поэтому если удается найти свободное время, стараемся проводить его вместе с детьми.

Екатерина, я знаю, что вы сами пишете сценарии, может, есть смысл воплотить их в жизнь?

Е.К.: Я написала сценарий, но пока его отложила. На это нужно много времени, нельзя все пускать на самотек, хочется и самой в нем сыграть. Это очень сложный процесс.

Игорь, у вас есть роль-мечта?

И.П.: Не знаю, не всегда роль, о которой ты мечтаешь, может принести тебе удовлетворение в силу разных обстоятельств, часто от тебя не зависящих. Я бы с удовольствием еще раз сыграл Печорина, мне кажется, сейчас я понимаю его намного лучше.

Говорят, в одной семье трудно ужиться двум звездам. Как у вас это получается?

И.П.: У нас одна звезда – Катя. Вы не представляете, как ее любит публика, впрочем, сегодня вы могли это видеть.

Е.К.: Что касается семьи, то, безусловно, главный – Игорь. У нас нет соревнования в творчестве, работы хватит обоим, и спорим мы только о ролях, о совместных проектах. А спорить из-за того, кому выносить мусор, – глупо.

И.П.: Тем более что это делаю я.


1524