Есть такая работа – играть в куклы

На выставке “Куклы, которым мы аплодируем” в музее “Дом Машарова” представлены самые интересные экспонаты из коллекции театральных кукол Тюменского музейного комплекса – заслуженные ветераны сцены, действующие “артисты” и персонажи традиционного рождественского вертепа, созданные художником-керамистом Александром Кухтериным.

Именно из вертепа вырос современный кукольный театр, пройдя этап ярмарочных балаганов и домашних представлений, некогда очень популярных в России. В семье заводчика Николая Машарова было восемь детей, и в стенах его каменного особняка наверняка не единожды разыгрывались самодеятельные спектакли, полагает автор выставки, заведующая музеем Ольга Берегова. Натянутая в дверном проеме занавеска имитировала ширму, над которой двигались и танцевали куколки, изготовленные самолично хозяевами дома. Для тех, кто не чувствовал в себе задатков кукольного мастера, продавались специальные наборы для домашнего театра с готовыми куклами и декорациями.

Состоятельные семейства частенько приглашали в дом профессиональных артистов, которые работали с двумя видами кукол – перчаточными и марионетками на нитях. Во времена, когда синематограф только пробивал себе дорогу, встреча с куклой была для ребенка событием, которое запоминалось на всю жизнь и могло подтолкнуть к выбору будущего рода занятий. Вот как описал свое первое свидание с Петрушкой знаменитый Сергей Образцов: “Над ширмой появилось то самое, что пищало… Смешной, непонятный, большой нос крючком, большие удивленные глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине что-то похожее на горб. И деревянные, плоские, как лопатки, руки... Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом”.

Дерзкие Петрушки в красных колпаках – свои, тюменские – улыбаются гостям выставки во весь белозубый рот. Управлять ими сравнительно нетрудно: если надеть куклу на руку, то изнутри в голове обнаружится отверстие, а в ручках – трубочки для пальцев. Этих Петрушек создала заслуженная артистка России Ирина Кузина из “Маленького театра кукол”, в котором она работает вместе с мужем Сергеем Кузиным и актрисой Светланой Вильман. Дом Машарова стал для театра постоянной игровой площадкой. К открытию выставки артисты обучили кукловождению молодого сотрудника музея Ярослава Мальцева – как раз настолько, чтобы, укрывшись за полотнищем ткани, он смог показать забавную пляску Лисы и Волка. Эти симпатичные звери обитают в спектакле Тюменского театра кукол “Волк и семеро козлят”. В музее они на гастролях – для того чтобы подарить юным посетителям опыт непосредственного общения с куклой. Нельзя разыгрывать представления с выставочными экспонатами, и ребятишкам их не доверишь. А ведь это, решили в музее, самое интересное – заглянуть внутрь куклы, почувствовать, как она оживает, подчиняясь движениям твоей руки. Потому и попросили театр одолжить кукол из своего арсенала.

Все они когда-то слышали гром аплодисментов – перчаточные куклы из взрослого спектакля “Чисто французская история”, кукла-марионетка из сказки “Соловей” (художник Сергей Перепелкин), огромная планшетная кукла из спектакля “Принцесса Брамбилла”, поставленного Сергеем Кузиным в 1993 году, и маленькие деревянные куклы Владимира Осколкова, тоже планшетные, из сказки “По щучьему веленью”. Экспозицию дополняют пояснения, рассказывающие об истории кукольного театра и о куклах разных видов. Например, о том, что планшетными, или паркетными, называют кукол, умеющих “ходить” по настилу сцены, который некогда именовался планшетом.

Отдельный подиум занимают настоящие звезды, куклы из спектакля “До третьих петухов”, созданного в золотые для Тюменского кукольного театра восьмидесятые годы – время громких новаторских постановок, ярких фестивалей, дружеских встреч, жарких обсуждений, споров с коллегами-кукольниками и столичными критиками... “Мы работали в Казани, – рассказывает Ирина Кузина. – И вот в восьмидесятом году, услышав о Тюменском театре кукол, приехали сюда”. В спектакле “До третьих петухов” по сказке Василия Шукшина актрисе выпало исполнить роль дочери Бабы-яги. Это была экспериментальная постановка для взрослых, в которой использовались и тростевые куклы, и планшетные, и марионетки, и так называемый живой план, когда актеры играют без кукол – почти как в драматическом театре.

Куклы, которую водила Ирина Кузина, на выставке нет. Зато есть Иван, Мудрец, Конторский, Бедная Лиза... Между ними – кукла, сделанная гораздо позже и в спектакле не занятая, но имеющая к нему самое прямое отношение. Это постановщик сказки “До третьих петухов” Анатолий Тучков. После отъезда из Тюмени он работал в Краснодаре. Дочь режиссера Юлия изготовила необычную марионетку в подарок отцу, а Тучков передал ее нашему музею. Это и кукла, и кукловод в одном лице – в руках Тучкова две крохотные куколки-марионетки.

Выставка будет работать до конца мая. Посетителей ждут экскурсии, игры и, конечно же, кукольные представления.


1440