Владимир Путин поработал в режиме ручного управления
На прошедшей неделе в Санкт-Петербурге прошло совещание по итогам деятельности российского топливно-энергетического комплекса в 2010 году, где производители нефтепродуктов клятвенно обещали снизить цену на свою продукцию.
Совещание по ТЭКу проходило в помещении петербургской ТЭЦ. Здесь очень кстати запустили новый блок. Начиналось мирно, с традиционной экскурсии.
– Важно, что таких высокотехнологичных проектов, как тот, который мы имели возможность посмотреть, в российском ТЭКе становится всё больше и больше, – удовлетворенно заметил Путин, – а сама отрасль последовательно развивается, вносит серьёзный вклад и в общее восстановление экономики, и в пополнение государственной казны.
– Что касается казны, – уточнил он, – то мы с вами хорошо знаем вклад энергетики в бюджет. Так вот, в 2010 году, по предварительным расчётам, поступления от нефтегазовой сферы составили более 4,1 триллиона рублей, что составляет около, а может быть, даже чуть больше 50 процентов всех поступлений в бюджет.
На совещании Владимир Путин особо отмечал отраслевой рост в завершившемся году по всем направлениям: «Отмечу, что удалось обеспечить рост всех – хочу это подчеркнуть: всех! – ключевых показателей работы ТЭКа в 2010 году. По газу прирост добычи составил почти 12 процентов. Что касается нефти, то мы впервые вышли на уровень добычи 505 миллионов тонн в год, и это самый лучший показатель в мире: Россия сегодня занимает 1-е место в мире по добыче. Это как раз тот оптимальный объём, который покрывает и внутренние, и экспортные потребности. И такой уровень добычи нефти мы должны удерживать в предстоящие годы. Удерживать!».
Премьер сообщил, что прирост добычи нефти в основном достигнут за счёт ввода крупных месторождений в Восточной Сибири, таких, как Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское. Начата добыча на месторождении имени Корчагина на Каспии.
Полным ходом идёт освоение новых газовых месторождений – Бованенковского, Заполярного. Продвигаются проекты по сжиженному природному газу (СПГ) и освоению шельфа.
Меняется структура поставок. Российские компании выходят на новые экспортные маршруты, укрепляют свои позиции на внешних рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Так, благодаря пуску первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в 2010 году удалось нарастить экспорт нефти в страны АТР практически на 45 процентов.
Активно выходят на международный рынок такие нефтяные компании, как «ЛУКойл» и «Роснефть». На внутреннем рынке увеличились объёмы нефтепереработки.
«Мы и дальше будем стимулировать глубокую переработку сырья, выпуск качественных нефтепродуктов, отвечающих самым строгим экологическим требованиям. Такие производства с высокой добавленной стоимостью дают нам новые рабочие места», – сказал Путин.
Глава правительства, сообщает «EnegyFuture.RU», очередной раз напомнил, что «уже с 2011 года все наши НПЗ переходят на выпуск бензина стандарта «Евро-3». Кроме того, заводам, на которых глубина нефтепереработки меньше 70 процентов, запрещено подключаться к магистральным нефтепроводам. «Такую политику, подталкивающую компании, бизнес к качественному развитию, внедрению инноваций, будем проводить и впредь. В полной мере», – заявил премьер.
После нефтяного блока глава кабинета подробно остановился на угольной промышленности, «о бесперспективности которой было много разговоров несколько лет назад». «Я всегда считал такую точку зрения поверхностной и просто ошибочной. Тем более что мы не могли оставить десятки тысяч людей без поддержки, без работы, просто свалить на них весь груз проблем (и как бы они решались – ещё неизвестно) и потому пошли на программу масштабной реорганизации отрасли: государство потратило на эти цели 133 миллиарда рублей».
Глава правительства очертил программу действий в угольной отрасли. Однако широкий резонанс (за исключением угледобывающих регионов) получила не она, а высокие цены на нефтепродукты. В прошлом году рост цен на дизельное топливо составил более 35 процентов, средняя цена на солярку в январе 2011 года перевалила за 28 тысяч рублей за тонну.
Минэнерго, ФАС и Российская академия наук, сообщают «Известия», провели анализ сложившейся на топливном рынке ситуации и пришли к выводу: более 50 процентов увеличения цены приходится на так называемый «фактор спроса», или, другими словами, «если очень нужно, то и по более высокой цене купят».
– Больше 50 процентов роста цены нефтепродуктов с нового года приходится на фактор роста спроса. С этим никто не может согласиться! – угрожающе произнес премьер. – Не хотелось бы думать, что причина скачка цен банальна – извлечь необоснованную максимальную прибыль.
В числе нарушителей почти все нефтяники. Конечно, есть и позитивные примеры. Как всегда, они есть.
– «Сургутнефтегаз» снизил отпускные цены на 2 тысячи рублей. «Роснефть» – на 1,5 тысячи рублей. «ЛУКойл» снизил цены, – перечислял Путин. – Но ни ТНК-BP, ни «Газпром нефть» не отреагировали! – Владимир Путин, кажется, и сам был поражен подобным развитием событий. – И если есть что сказать, то просил бы это прямо сейчас и сделать, – с нажимом добавил он.
– Мы отреагировали, Владимир Владимирович! – запротестовал глава ТНК-ВР Герман Хан.
– Когда? – удивился Путин.
– Сегодня, – пожал плечами Хан, имея, очевидно, в виду, что всё идет по намеченному плану: снижение цены было запланировано именно на этот день.
С «Газпром нефтью» всё оказалось не так просто. Александр Дюков, генеральный директор компании, заявил, что «ещё в начале этого года «Газпром нефть» снизила цену на зимние виды топлива».
Премьер ответил, что на сегодняшний день, по его данным, «никакого снижения не произошло». И поинтересовался, «когда произойдет?!».
Речь Александра Дюкова была долгой и глуховатой. К росту российских цен привел, по его мнению, прежде всего рост мировых цен. Кроме того, с января 2011 года были повышены акцизы на светлые нефтепродукты. Он признался, что компании не справились с соблазном придержать свои нефтепродукты, чтобы не продавать их без акцизов, и с облегчением продали в январе с полным учетом акцизов по повышенной цене.
В этой связи глава кабинета дал «команду «фас!» начать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо».
Трудно сказать, «как правильно писать «ФАС»: с заглавных букв или всё-таки с прописных и в конце с восклицательным знаком», ерничает «Коммерсант». Писали по-разному.
Однако вернемся к совещанию. Выступление главы ФАС Игоря Артемьева было очень резким. По его словам, нефтяные компании «ведут себя безобразно». Например, в четвертом квартале 2010 года ими был создан искусственный дефицит по авиакеросину и солярке. «При этом, – пояснил Артемьев, – двухзначное число перерабатывающих заводов стояло на ремонте!».
Рост цен на авиабензин и зимнее дизельное топливо глава ФАС назвал грубейшей ошибкой нефтекомпаний, за которые придется ответить.
– Никогда не было такого, чтобы стоимость дизтоплива была выше 92-го и 95-го бензина! – возмущался главный антимонопольщик.
Кроме того, многие компании закупают топливо у посредников, которые не имеют никакого отношения к производству нефтепродуктов (а не у производителей).
Игорь Артемьев заявил, что предварительное расследование завершено, что необоснованно повышены цены не меньше чем на 15 процентов, «и эти деньги должны быть у нефтяных компаний изъяты».
По мнению Игоря Артемьева, в России надо принять закон, который «привязал» бы внутренние цены на топливо к мировым ценам на нефть. Тем более такой документ уже разработан службой.
– Давайте, – согласился премьер.
После окончания совещания Игорь Артемьев объявил, что ведомство возбуждает третью волну дел против крупнейших нефтяных компаний за завышение цен на топливо в конце прошлого – начале этого года.
Первая и вторая волны расследований, напоминает «Эксперт», «прокатились» в 2008-2009 годах. И если тогда нефтяники отделались мировыми соглашениями или минимальными штрафами в сумме, страшно вымолвить, 1 процента от годового оборота, то в прошлом году ФАС действовала уже жестче. Штрафы выросли до 4,5 процента оборота.
На сей раз наказание может составить все 9 процентов оборота (максимально, возможно, 15 процентов).
– Мы будем их (компании – С. Ш.) рассматривать как рецидивистов, – ранее грозил Артемьев.
Безусловно, это крайние меры. Есть и профилактические. Во избежание неприятных «сюрпризов» в будущем было решено формировать резервы нефтепродуктов для сглаживания сезонных колебаний.
Кроме того, «впредь нефтеперерабатывающие заводы будут согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором планы ремонтных и регламентных работ. Чтобы заводы не останавливались на ремонт одновременно».
Что же касается находящихся в состоянии близком к шоку сельхозпроизводителей, которые являются основными потребителями солярки, то они «в этом году продолжат получать десятипроцентную скидку на ГСМ. В абсолютных цифрах – это 10 миллиардов рублей».
Другим перевозчикам, особенно потребителям дизельного топлива, повезло меньше.
Однако как всё будет выглядеть на самом деле, мы увидим весной.