То ли ФАС, то ли «фас!»

Владимир Путин поработал в режиме ручного управления

На прошедшей неделе в Санкт-Петербурге прошло совещание по итогам деятельности российского топливно-энергетического комплекса в 2010 году, где производители нефтепродуктов клятвенно обещали снизить цену на свою продукцию.

Совещание по ТЭКу проходило в помещении петербургской ТЭЦ. Здесь очень кстати запустили новый блок. Начиналось мирно, с традиционной экскурсии.

– Важно, что таких высокотехнологичных проектов, как тот, который мы  имели возможность посмотреть, в российском ТЭКе становится всё больше и больше, – удовлетворенно заметил Путин, –   а сама отрасль последовательно развивается, вносит серьёзный вклад и в общее восстановление экономики, и в пополнение государственной казны.

– Что касается казны, – уточнил он, – то мы с вами хорошо знаем вклад энергетики в бюджет. Так вот, в 2010 году, по предварительным расчётам, поступления от нефтегазовой сферы составили более 4,1 триллиона рублей, что составляет около, а может быть, даже чуть больше 50 процентов всех поступлений в бюджет.

На совещании Владимир Путин особо отмечал отраслевой рост в завершившемся году по всем направлениям: «Отмечу, что удалось обеспечить рост всех – хочу это подчеркнуть: всех! – ключевых показателей работы ТЭКа в 2010 году. По газу прирост добычи составил почти 12 процентов. Что касается нефти, то мы впервые   вышли на уровень добычи 505 миллионов тонн в год, и это самый лучший показатель в мире: Россия сегодня занимает 1-е место в мире по добыче. Это как раз тот оптимальный объём, который покрывает и внутренние, и экспортные потребности. И такой уровень добычи нефти мы должны удерживать в предстоящие годы. Удерживать!».

Премьер сообщил, что прирост добычи нефти в основном достигнут за счёт ввода крупных месторождений в Восточной Сибири, таких, как Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское. Начата добыча на месторождении имени Корчагина на Каспии.

Полным ходом идёт освоение новых газовых месторождений – Бованенковского, Заполярного. Продвигаются проекты по сжиженному природному газу (СПГ) и освоению шельфа.

Меняется структура поставок. Российские компании выходят на новые экспортные маршруты, укрепляют свои позиции на внешних рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Так, благодаря пуску первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в 2010 году удалось нарастить экспорт нефти в страны АТР практически на 45 процентов.

Активно выходят на международный рынок такие нефтяные компании, как «ЛУКойл» и «Роснефть». На внутреннем рынке увеличились объёмы нефтепереработки.

«Мы и дальше будем стимулировать глубокую переработку сырья, выпуск качественных нефтепродуктов, отвечающих самым строгим экологическим требованиям. Такие производства с высокой добавленной стоимостью дают нам новые рабочие места», – сказал Путин.

Глава правительства, сообщает «EnegyFuture.RU», очередной раз напомнил, что «уже с 2011 года все наши НПЗ переходят на выпуск бензина стандарта «Евро-3». Кроме того, заводам, на которых глубина нефтепереработки меньше 70 процентов, запрещено подключаться к магистральным нефтепроводам. «Такую политику, подталкивающую компании, бизнес к качественному развитию, внедрению инноваций, будем проводить и впредь. В полной мере», – заявил премьер.

После нефтяного блока глава кабинета подробно остановился на угольной промышленности, «о бесперспективности которой было много разговоров несколько лет назад». «Я всегда считал такую точку зрения поверхностной и просто ошибочной. Тем более что мы не могли оставить десятки тысяч людей без поддержки, без работы, просто свалить на них весь груз проблем (и как бы они решались – ещё неизвестно) и потому пошли на программу масштабной реорганизации отрасли: государство потратило на эти цели 133 миллиарда рублей».

Глава правительства очертил программу действий в угольной отрасли. Однако широкий резонанс (за исключением угледобывающих регионов) получила не она, а высокие цены на нефтепродукты. В прошлом году рост цен на дизельное топливо составил более 35 процентов, средняя цена на солярку в январе 2011 года перевалила за 28 тысяч рублей за тонну.

Минэнерго, ФАС и Российская академия наук, сообщают «Известия», провели анализ сложившейся на топливном рынке ситуации и пришли к выводу: более 50 процентов увеличения цены приходится на так называемый «фактор спроса», или, другими словами, «если очень нужно, то и по более высокой цене купят».

– Больше 50 процентов роста цены нефтепродуктов с нового года приходится на фактор роста спроса. С этим никто не может согласиться! – угрожающе произнес премьер. – Не хотелось бы думать, что причина скачка цен банальна – извлечь необоснованную максимальную прибыль.

В числе нарушителей почти все нефтяники. Конечно, есть и позитивные примеры. Как всегда, они есть.

– «Сургутнефтегаз» снизил отпускные цены на 2 тысячи рублей. «Роснефть» – на 1,5 тысячи рублей. «ЛУКойл» снизил цены, – перечислял Путин. – Но ни ТНК-BP, ни «Газпром нефть» не отреагировали! – Владимир Путин, кажется, и сам был поражен подобным развитием событий. – И если есть что сказать, то просил бы это прямо сейчас и сделать, – с нажимом добавил он.

– Мы отреагировали, Владимир Владимирович! – запротестовал глава ТНК-ВР Герман Хан.

– Когда? – удивился Путин.

– Сегодня, – пожал плечами Хан, имея, очевидно, в виду, что всё идет по намеченному плану: снижение цены было запланировано именно на этот день.

С «Газпром нефтью» всё оказалось не так просто. Александр Дюков, генеральный директор компании, заявил, что «ещё в начале этого года «Газпром нефть» снизила цену на зимние виды топлива».

Премьер ответил, что на сегодняшний день, по его данным, «никакого снижения не произошло». И поинтересовался, «когда произойдет?!».

Речь Александра Дюкова была долгой и глуховатой. К росту российских цен привел, по его мнению, прежде всего рост мировых цен. Кроме того, с января 2011 года были повышены акцизы на светлые нефтепродукты. Он признался, что компании не справились с соблазном придержать свои нефтепродукты, чтобы не продавать их без акцизов, и с облегчением продали в январе с полным учетом акцизов по повышенной цене.

В этой связи глава кабинета дал «команду «фас!» начать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо».

Трудно сказать, «как правильно писать «ФАС»: с заглавных букв или всё-таки с прописных и в конце с восклицательным знаком», ерничает «Коммерсант». Писали по-разному.

Однако вернемся к совещанию. Выступление главы ФАС Игоря Артемьева было очень резким. По его словам, нефтяные компании «ведут себя безобразно». Например, в четвертом квартале 2010 года ими был создан искусственный дефицит по авиакеросину и солярке. «При этом, – пояснил Артемьев, – двухзначное число перерабатывающих заводов стояло на ремонте!».

Рост цен на авиабензин и зимнее дизельное топливо глава ФАС назвал грубейшей ошибкой нефтекомпаний, за которые придется ответить.

– Никогда не было такого, чтобы стоимость дизтоплива была выше 92-го и 95-го бензина! – возмущался главный антимонопольщик.

Кроме того, многие компании закупают топливо у посредников, которые не имеют никакого отношения к производству нефтепродуктов (а не у производителей).

Игорь Артемьев заявил, что предварительное расследование завершено, что необоснованно повышены цены не меньше чем на 15 процентов, «и эти деньги должны быть у нефтяных компаний изъяты».

По мнению Игоря Артемьева, в России надо принять закон, который «привязал» бы внутренние цены на топливо к мировым ценам на нефть. Тем более такой документ уже разработан службой.

– Давайте, – согласился премьер.

После окончания совещания Игорь Артемьев объявил, что ведомство возбуждает третью волну дел против крупнейших нефтяных компаний за завышение цен на топливо в конце прошлого – начале этого года.

Первая и вторая волны расследований, напоминает «Эксперт», «прокатились» в 2008-2009 годах. И если тогда нефтяники отделались мировыми соглашениями или минимальными штрафами в сумме, страшно вымолвить, 1 процента от годового оборота, то в прошлом году ФАС действовала уже жестче. Штрафы выросли до 4,5 процента оборота.

На сей раз наказание может составить все 9 процентов оборота (максимально, возможно, 15 процентов).

– Мы будем их (компании – С. Ш.) рассматривать как рецидивистов, – ранее грозил Артемьев.

Безусловно, это крайние меры. Есть и профилактические. Во избежание неприятных «сюрпризов» в будущем было решено формировать резервы нефтепродуктов для сглаживания сезонных колебаний.

Кроме того, «впредь нефтеперерабатывающие заводы будут согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором планы ремонтных и регламентных работ. Чтобы заводы не останавливались на ремонт одновременно».

Что же касается находящихся в состоянии близком к шоку сельхозпроизводителей, которые являются основными потребителями солярки, то они «в этом году продолжат получать десятипроцентную скидку на ГСМ. В абсолютных цифрах – это 10 миллиардов рублей».

Другим перевозчикам, особенно потребителям дизельного топлива, повезло меньше.

Однако как всё будет выглядеть на самом деле, мы увидим весной.


1363