Частные подворья Бобылевского сельского поселения полны скота: коровы, свиньи, овцы и козы. Едва ли не на каждом подворье – птица.
А что делать? На территории почти отсутствует производство, а ехать куда-то за заработком не всяк может. Вот и вкладывают силы в домашнее хозяйство. И для того, чтобы иметь на столе свои экологически чистые продукты, а реализовав излишки, чтобы иметь какую-никакую копейку. Кстати пришлась селянам государственная программа «Самозанятость». Ею здесь воспользовались 17 человек, которые оформили индивидуальное предпринимательство, связанное с развитием личных подворий.
Одни из участников госпроекта – Валентина Александровна и Николай Петрович Боровинские, семейная пара из села Бобылево. Трудолюбивые, целеустремлённые хозяева. Но всё ли идёт гладко и выгодно ли иметь на подворье столько живности? С этим вопросом мы и обратились к супругам.
– Разведением и продажей поросят мы занимаемся уже около двух десятков лет. Начинали с трёх свиноматок. Сейчас поголовье многократно увеличилось. И чем больше появляется поросяток, тем сложнее их продавать. Спрос на них обычно весной, а вот в зимнее время приходится продавать даже 3-, 4-месячных животных по заниженной цене. Если судить по объявлениям в газетах, рынок перенасыщен, – печалится Валентина.
По профессии она ветеринарный врач. Но, как выяснилось, даже при самом правильном уходе, соблюдении всех сроков прививок, витаминизации, профилактике заболеваний, животные болеют, бывает и падёж.
– Кроме свиней, у нас на откорме телята. Покупаем их суточного возраста в животноводческих хозяйствах. Не каждый малыш хорошо переносит транспортировку, замену материнского молока. Потери случаются, и опять порой несем только затраты, – говорит хозяйка домашней фермы. – И это не все проблемы. По сравнению с прошлыми годами в разы подорожали комбикорма. Нынче они стоят от 8800 рублей за тонну, причём без доставки. Закупочная же цена на мясо – 110-120 рублей за килограмм. А еще надо оплатить газ, электричество, провести ремонт построек, купить лекарства, вакцину, микродобавки, инвентарь, вот и получается, что денег даже на приобретение хорошего телевизора не остаётся. Важнее дробилку зерна новую взять, они от нагрузки регулярно выходят из строя. А ведь хочется ещё и дочкам помочь, внук подрастает.
Конечно, спасибо государству за поддержку: комбикорма получаем на опоросившихся свиноматок. А поступившие по программе «Самозанятость» деньги вложили в постройку ещё одного животноводческого двора. Выручают кредиты, которые берём в кооперативе «Исеть».
– Неужели бросите заниматься разведением и выращиванием скота?
– Ну что вы! Привыкли уже к своему хозяйству, да и возраст не тот, чтобы на стороне работу искать. Просто придется сокращать поголовье. Менее затратно держать молодняк КРС. Думаю, на это и будем делать ставку. Часть сена сами заготовим, а комбикормов телятам надо поменьше, чем свиньям. Вот если бы ещё закупочные цены на сельхозпродукцию были стабильно достойными.
Согласен с доводами Боровинской другой житель села – Александр Бутуев. Он тоже давно занимается разведением свиней. Увеличивает поголовье, строит дополнительные животноводческие помещения, ремонтирует имеющиеся, приобретает новые породы хряков и маток, ищет рынок сбыта и подсчитывает рентабельность. Но вывод тоже не в пользу хозяина.
– Бывают периоды, когда нет спроса на мясо и поросят. Тогда отдаёшь выращенное за бесценок. Теперь вот и мясо вроде бы сдать можно без проблем и расчёт быстро получить, да опять цена не очень устраивает. Но куда денешься? Реализуем по существующей на сегодня. Поросят зимой берут неохотно, теперь они уже почти подсвинки, в мешок не помещаются, а продаю их по 1,5-2 тысячи. Получается, что вложил – то и выручил. Кроме этого, почему-то вместо полтонны комбикорма на опоросившуюся свиноматку стали выдавать лишь по три центнера.
У ещё одного бобылевца, Виктора Ярославцева, более тридцати овец. Если со сбытом мяса он как-то решает вопрос, то шерсть и шкуры приходится вывозить на свалку. А ведь ему, как любому рачительному хозяину, хотелось бы этот вид сырья тоже продать, пусть даже за небольшие деньги. Но спроса нет.
Каждый селянин думает о том, чтобы его хлопоты были не напрасными, а нелёгкий крестьянский труд оправдывался. Но пока баланс не в пользу сельского частника.