«Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги» – любили петь-распевать под баян или гитару во время праздничных застолий мои приятели, друзья из многочисленной лётной братии Тобольского аэропорта. Основным видом передвижения в 60-е годы был речной и воздушный транспорт.
Железная дорога в Тобольск пришла только в октябре 1967 года. И лишь на левый берег, так как не было ещё железнодорожного моста через Иртыш. Автомобильная трасса между Тюменью и Тобольском не имела твёрдого асфальтового покрытия, быстро разбивалась. Автомашины сидели в грязи порой часами. Доехать из Тюмени до Тобольска на автобусе за 8-10 часов с двумя переправами на пароме считалось благом. Здание аэровокзала в Тобольске зимой и летом было буквально забито пассажирами.
В маленькие посёлки и селения летали в основном 12-местные Ан-2 и вертолёты. В Заболотье, в Лайтамак и Ачиры Тобольского района билет стоил 2 рубля. Летай – не хочу! Помнится, как, выходя босичком на крыльцо родного дома за Абрамкой и слыша весёлое стрекотание «аннушек» над Крестовоздвиженской церковью, я вскидывал лицо кверху и, заслонившись ладошкой от солнца, смотрел, как они чередом уходят на север.
Тобольский рыбозавод в путину арендовал порой до 12 бортов гидросамолётов и вертолётов для вывоза карася и пеляди. Жизнь в аэропорту била ключом. Персонал вместе с лётным составом насчитывал 1200 человек. С шести утра до полуночи два речных трамвая возили пассажиров, лётчиков, персонал, жителей татарских медянок с городской пристани и обратно за 30 копеек. Командиром эскадрильи был прекрасный лётчик Виктор Кузьменко. Легендами нашего неба остаются Юрий Мальков, Владимир Иванов, Николай Тельный. В шестидесятые годы они переучивались с Ан-2 на вертолёты Ми-4, позднее – Ми-8.
В Тюмень из Тобольска летали 48-местный Ан-24 и Як-40. Билет на последний стоил шесть рублей. 30 минут лету – и ты на месте. Улететь из Тобольска, кроме Тюмени, можно было в Омск, Свердловск, Казань, Ханты-Мансийск, Сургут, Урай, Салехард, районные центры. И даже в Москву! С посадками. В Тобольске базировались вертолёты Ми-1. Я летал на таком на санзадание в Вагайский район, когда вызов на травму сделал сам Протазанов, второй секретарь обкома партии. В 1980 году Ми-12 с помощью воздушного крана устанавливал золотой крест на башню Тобольского кремля. Эти вертолёты использовались для монтажа буровых вышек, линий электропередачи, нефте- и газопровода. Воздушным транспортом на больших вертолётах и самолётах Ил-76 завозили даже крупногабаритные трубы для нефте- и газопровода на Тюменский Север. В аэропорту «Рощино» они стояли десятками.
В семидесятые на Каменном Мысу располагалась база вертолетов, которую возглавлял мой приятель Геннадий Мягоньких. А в пятидесятые, будучи пацаном и проживая в Новом Порту, я видел и даже вместе с другими участвовал в погрузке мешков с муксуном на двухмоторные самолёты Ли-2, которые садились на лёд Обской губы и улетали в Салехард, перевозя за раз 1,5 тонны рыбы.
Мне кажется, что с возрождением авиации туризм в Тобольске обретёт второе дыхание.