Видели ли вы когда-нибудь аэросани в виде модели? А их соревнования? На это стоит взглянуть!
В конце января я побывал на первенстве Тюменской области по автомодельному спорту, проходящего на базе «Дома природы, техники и спорта», и, мягко говоря, остался под впечатлением увиденного!
Вне игры
Для начала познакомлю вас с самой базой ДПТС, на территории которой проходили предстартовые баталии. Здесь ощущалась атмосфера соперничества: все бегали взад и вперёд, вверх и вниз, держа в руках кто клей, кто масло, а некоторые – модели аэросаней.
Первым делом меня отвели в святая святых – мастерскую, пропитанную запахами клея и солярки (которой, кстати, и заправляют автомодель). В глаза сразу же бросились громоздкие зеленые станки и беспорядок, царящий на рабочем столе, и на удивление этот хаос притягивал и вызывал неподдельный интерес даже у меня, человека доселе безразличного к технике.
Здесь, в мастерской, вовсю шла подготовка, причем каждый участник предстоящих соревнований был занят делом: кто-то смазывал подызносившуюся деталь, кто-то обсуждал с друзьями какую-то техническую проблему. Было заметно, что ребята увлечены, понимают друг друга с полуслова и настрой перед стартом у всех боевой.
В углу комнаты – коллекция автомоделей, которую мне представил Владимир Кипер, мастер спорта международного класса, заведующий спортивно-техническим отделением ДПТС. Это точные копии настоящих машин: красный «Porsche» и черно-синий «Lotus» соседствовали с зеленым «Запорожцем», уже отъездившем свое. Полкой выше стояли спортивные обтекаемые модели – оптимальная форма для разгона.
Кстати говоря, Владимир Павлович занял второе место на чемпионате мира 2010 года по автомодельному спорту, проходившему в Австралии, поэтому на мой вопрос о мировом рекорде скорости таких автомоделей ему не составило труда ответить. «344 километра в час – это пока максимум», – ответил он.
Для меня это была астрономическая цифра.
На старт!
А тем временем на улице полным ходом шла подготовка к соревнованиям. Мороз в 25 градусов участников не пугал. Здоровый спортивный азарт и желание победы грели спортсменов.
Соревнования проводятся по принципу «скоростного максимума». Чьи аэросани разовьют наибольшую скорость, тот и празднует победу. На этот раз в заездах принимали участие только автомодели класса АС-1, похожие на самолет, с одним крылом, винтом и колесиками снизу.
Вот и первый участник. Выходя на лед, он, вместе с двумя помощниками, пытается завести модель стартером, но при таком морозе это не так-то легко сделать. Машина завелась только с третьего раза. Затем участник отрегулировал подачу газа и пустил ее на лед. Вот с этого момента и началось самое интересное: жужжа и постепенно набирая скорость, модель преодолевала круг всего за какие-то доли секунды, и все зрители, затаив дыхание, наблюдали за этим стремительным заездом, едва успевая поворачивать голову то вправо, то влево! Если честно, это все напоминало огромный циферблат, по которому за доли секунды пробегала огромная стрелка, в динамике образующая кольцо.
Победителей определяла команда судей, которая расположилась на втором этаже корпуса ДПТС, откуда открывался прекрасный вид на происходящее действо.
Максимальную скорость развила модель Дмитрия Петровича из команды 1 ОЦДОДиМ. Спортсмен разогнал модель до 239 км/ч.