Семь лет назад в составе известной Заводоуковской строительной организации ЗАО «Загрос» образовался отдел лесного хозяйства
Сегодня «Загрос» имеет в аренде 33 тысячи 755 гектаров государственных лесов, все на территории городского округа.
Надо вспомнить, что начиналась аренда в 2002 году с 1456 гектаров. Теперь ежегодная расчётная лесосека на арендованных лесных участках составляет 105 тысяч кубометров, в прошлом году вырубили более 70 тысяч кубов. В «Загросе» утверждают, и нет оснований им не верить, что ни одно лесозаготовительное предприятие юга области не доросло до столь впечатляющих объёмов.
Руководит лесным хозяйством «Загроса» заместитель генерального директора Фёдор Шульгин. Под его началом полсотни человек: лесники, лесорубы, водители, механизаторы, работающие в делянах, подсобные рабочие. Как и в любом производстве, здесь так же не обойтись без специалистов. Из своих помощников Фёдор Васильевич первым называет старейшего работника лесного хозяйства Анатолия Сундарева. Мастер лесовозных дорог Сергей Тарачёв, мастера Алексей Немеровских, Павел Немков, Александр Пономарёв – все они классные специалисты, за плечами каждого работа в Заводоуковском лесхозе, откуда после его реорганизации и пришли в «Загрос».
Понятно, что большое хозяйство требует постоянного ухода. В чём же он заключается?
– Уход можно подразделить на ежедневный, что само собой разумеется, и сезонный. Если говорить о сезонном, то это первым делом посадка лесных культур. В минувшем году мы посадили лес более чем на 100 гектарах, а это немало, учитывая, что в целом по округу регламент Заводоуковского лесхоза обязывал высадить лесные культуры на 160 гектарах. Посадочный материал пока добываем, где только можем, но два года назад организовали свой питомник с расчётом получать до миллиона саженцев сосны, ели и даже дуба. В 2010 году уже взяли с него саженцев 100 тысяч штук, – привёл данные Фёдор Шульгин.
Далее узнаю, что нелёгкой, но необходимой работой стало строительство и уход за лесовозными дорогами, которых у них сейчас 370 километров. И ежегодно до десятка километров прибавляется новых. Дороги строят добротные и надёжные. Взять северные кварталы Падунского лесничества. Раньше, чтобы добраться туда, требовалось пять-шесть часов. А сейчас полчаса с лихвой хватит. У них ведь как заведено: если генеральный директор «Загроса» Сергей Рожков свободно проедет на своей иномарке по новой дороге, всё – её можно принимать в эксплуатацию!
На 55% арендуемых площадей произрастают берёза и осина. Но известно ведь, основной в строительном деле всё же считается сосна. Как выходит «Загрос», в частности его лесной отдел, из подобной диспропорции?
– Берёзы, конечно, заготавливаем больше, чем имеем в ней надобность. Однако сортируем, отбираем на фанкряж, на пиловочник, сами пилим, как технологическое сырьё поставляем на Тюменский деревообрабатывающий комбинат и продаём населению на дрова, – говорит Фёдор Васильевич.
Местные старожилы по рассказам своих дедов вспоминают, что до революции коренной породой на Заводоуковской земле была сосна. Но в пору леспромхозов произошла резкая смена пород, так как хвойные вырубки заняла берёзовая поросль. Теперь «Загросу», приходится, образно говоря, восстанавливать статус-кво сосны. Ежегодно по санитарному уходу вырубается более 30 тысяч кубометров берёзовых и осиновых деревьев возрастом сто и более лет. Естественно, на пиломатериал столь «древняя» древесина не идёт, только на дрова.
Однако призадумаемся, в чём расчёт или корысть? Это уж как кому пожелается, для строительной организации в век современных полимерных и им подобных искусственных стройматериалов тратиться на масштабное производство сырья для материалов естественных? А расчёт между тем есть. Во-первых, по убеждению генерального директора фирмы С. Рожкова, дерево никогда не выйдет из моды, особенно по причине экологической его привлекательности. Во-вторых, как ни крути, оно дешевле, особенно в условиях лесного региона. Это вам не Европа с её скудным, а в сравнении с нашим просто мизерным запасом деловой древесины и, соответственно, куда более высокой ценой.
Ну и, пожалуй, главное. Организовав собственное лесное хозяйство, «Загрос» полностью обеспечивает свои многочисленные объекты изделиями из дерева. Здесь задействован целый перерабатывающий комплекс, в том числе суперсовременная пильная линия или сушильные камеры, работающие по технологии, позаимствованной… в российском ВПК. Поражают воображение объёмы производимой продукции. В прошлом году, например, выпущено 6 тысяч кубометров профилированного бруса и оцилиндрованных брёвен, 1,5 тысячи кубометров погонажных изделий и столько же квадратных метров дверных и оконных блоков, а пиломатериалов в ассортименте – 16,5 тысячи кубометров.
К слову сказать, даже щепа и опил идут в дело. В конце минувшего года «Загрос» заменил привычную газовую котельную на твёрдотопливную, работающую на отходах древесного производства. Новая котельная обогревает не только производственные и служебные помещения предприятия, но и дома и объекты соцкультбыта базового для строителей посёлка Комсомольский. Причём стоимость одной гигакалории равна 489 рублям (без НДС), а не 829 рублям, как было раньше.
А у истока всему отдел лесного хозяйства Фёдора Шульгина. У его подчинённых каждый рабочий день начинается и завершается в молчаливом окружении берёз и сосен, того самого сырья – пока «на корню» – для будущих изделий. Вот и сейчас, когда снега в лесу выше колен, рабочие подготавливают лесосечный фонд к рубкам 2011 года. Ведь планируется нынче заготовить, вывезти и переработать все отпущенные лимитом 105 тысяч кубометров древесины.