Старая Тюмень, или Грусть по уходящему

Это удивительная прогулка по старым улицам и заповедным уголкам нашего города

В музее изобразительных искусств продолжает свою работу выставка художника Бориса Паромова «Тюмень уходящая».

Экспозиция, состоящая из 170 произведений, представляет собой мощное продолжение его юбилейного творческого отчета, прошедшего четыре года назад. Нынешняя тема (об исчезающем с лица земли патриархальном городе) – грустная и благодатная одновременно: она дает вдохновение живописцу, пронзает ностальгией по прошлому времени, привлекает неравнодушного зрителя. В картинах запечатлена извечная мечта человека о тихой, спокойной, ясной, разумной жизни.

Первый русский город за Уралом в начале нового тысячелетия стремительно меняет свой облик: утрачивается, уходит безвозвратно целый жизненный пласт, неповторимый сибирский колорит. Об этом говорили на открытии выставки искусствоведы, почитатели таланта художника и он сам. Борис Иванович признался: тогда, в 1961-м, когда он с родителями переехал из родного Ханты-Мансийска в Тюмень, здесь еще чувствовалась неповторимая атмосфера старины. Было еще много крепких бревенчатых, украшенных деревянной резьбой домов, и жили в них бородатые мужики. А в их хозяйстве водились ухоженные ядреные кони, на которых они, истинные сибиряки, выезжали с гордостью и достоинством настоящих хозяев этой земли.

Полвека спустя всё по-иному. Старый город исчезает буквально на наших глазах, и мы уже испытываем тоску по уходящей натуре. Художник как никто другой чувствует этот процесс и еще лет двадцать назад подспудно начал все чаще посвящать свои сюжеты заповедным уголкам старой доброй Тюмени. Есть понятие «дух места». К сожалению, этот дух места в нашем городе исчезает. Ветхие постройки сносят и возводят суперсовременные кварталы, превращая областной центр в некое подобие европейского мегаполиса. Но в том-то и дело, что в Европе как раз очень ревностно относятся к наследию прошлых веков, тщательно оберегают старинные здания и архитектурные комплексы, что, кстати, не мешает строить новые дома. Но… в стороне от более древних.

018-3-2Борис Паромов ощутил потребность воссоздать своеобразный портрет любимого города, почти документально зафиксировать то, что ушло безвозвратно. В цикле работ «Тюмень уходящая» запечатлена аура тех самых 60-70-х годов прошлого века – это слово художника о времени отрочества и юности, о самом близком и дорогом, своеобразная ретроспекция, история его поколения. Это прогулка по прежней Тюмени, где сплошь и рядом уютные зеленые дворы, пространство заповедных исторических мест: Городища, Затюменки, Ямской слободы, Зареки, старого центра середины прошлого века… Есть «портреты домов» именитых в прошлом людей и обычных горожан. А также твердыни духа – величественные храмы. И прежде всего первая каменная постройка – Троицкий монастырь, который просматривается каждый раз в новых ракурсах со стороны Заречья, Ямской слободы, улиц Затюменки.

Об истории напоминают и знаменитые полотна Б. Паромова «Ермак», «Голоса предков», «Староверы». Первая из названных работ создана еще в 1975 году. В ней образ легендарного казачьего атамана представлен автором на фоне знамени, где подразумевается изображение Спаса Нерукотворного, но он спрятан за головой Ермака Тимофеевича – над ней нимб, символ святости. Сотоварищи и сам предводитель как единый монолит помещены в ладью под парусом, которая движется прямо на зрителя в условно-бесконечном космическом пространстве. Герои картины «Староверы» – соль земли Сибирской, люди цельные и крепкие духом, изображены, как на старинной семейной фотографии, – они существуют на легендарной заповедной земле, уплывающей во времени в бесконечность. И, наконец, триптих «Голоса предков» – не что иное, как зримо запечатленная генная память, архетипы сибиряков, тех, кто прорубал тайгу, «ставил грады сибирские», дома и храмы. Мощное созидательное мужское начало в левой части полотна, в правой – женщины-сибирячки, те, кто был опорой мужчине, растил и берег детей, а по центру – образ мятежного старообрядческого протопопа Аввакума, в коем чувствуется несокрушимая сила веры.

Да, утрачивается, уходит исконный сибирский колорит, и только художнику подвластно остановить всесокрушающее время, сохранить неповторимые черты родных мест. Многие годы, посвященные этюдным наброскам, и упорный труд, выплеснувшийся в изумительных акварельных сюжетах. Город становится собеседником созерцателя живописных творений. Потому что целостность его образа не нарушается будничной суетой, присутствием людей и машин… Здесь только гармоничное согласие мотива, настроения, цвета и света. А известно, что стержень любой композиции – и большой, и малой – пространство. Оно и в далевых перспективах улиц, створы которых теперь закрыты огромными небоскребами, и в уютных, поросших травой двориках и огородах.

У героя сегодняшней публикации, как утверждают искусствоведы, нет умозрительных сочинений – все связано с натурой. Присутствие человека ощущается в каждом его творении – в незримом движении жизненных сил. Невероятно, но время с его неукротимым бегом здесь словно замирает, несмотря на то, что в работах присутствует взгляд человека XXI века. Мы должны радоваться возможности быть свидетелями создания живописцем Борисом Паромовым этого большого цикла великолепных произведений, тому, что благодаря его счастливой творческой судьбе не прервалась «времен связующая нить» и остался в памяти незабвенный характерный облик первого русского города в Сибири.

018-3-1Кто-то из посетителей выставки вспомнит детство, юность, кто-то сделает для себя открытие прежней Тюмени. Интересно, что в залах есть специально отведенная интерактивная зона – уголок мастерской художника, где творчески настроенная часть зрителей может делать свои рисунки – некий личный взгляд и воспоминание о патриархальной Тюмени. Музей изобразительных искусств на базе данного выставочного проекта объявил конкурс детского рисунка «Моя Тюмень» и образовательную программу в рамках клуба «Тюменская старина». В завершение показа картин победители творческого состязания также выставят свои творения и получат заслуженные награды.

 



1213