С «Ростком» колос всегда налитой

В ТГСХА производится препарат, помогающий растениям переносить засуху

Помнится, еще Сергей Собянин, будучи губернатором, в разговоре с тюменскими земледельцами высказывал пожелание – добиться по области средней урожайности зерновых в 25 центнеров с гектара.

С тех пор под эту задачу с помощью бюджета закупили передовой техники чуть ли не на десяток миллиардов рублей, все больше и больше удобрений закладывают в земельку, а означенного результата как не было, так и нет. Более того, в последние засушливые годы наши крестьяне вообще «заскучали».

В одной из недавних телепередач научный сотрудник Российской сельскохозяйственной академии заявил, что милостей от природы ждать не приходится. Что «еще две-три засухи, подобных прошлогодней, и не только крестьяне – вся страна очень заскучает…». Сказано было, что можно вывести особенно засухоустойчивые сорта, но они не пекутся, как блины.

На это потребуются годы упорного труда ученых. Да и селекционные достижения возможны лишь при условии необходимого финансирования. А мы этого не обеспечиваем. У нас даже не могут минимально проплатить весомо влияющее на зернопроизводство первичное семеноводство, которым в основном опять же занимаются ученые. Что поделаешь – не любят в России аграрную науку.

Честно признаюсь, стало как-то страшновато от перспективы, нарисованной сотрудником Российской сельскохозяйственной академии. Скорый выход из форс-мажорных обстоятельств природно-климатических аномалий он видит только в применении генетически модифицированных растений.

Несмотря на засуху, в прошлом году тюменские земледельцы получили валовый объем зерна, позволяющий обеспечить внутренние потребности региона и даже какую-то часть пустить на рынок. Не дали скатиться в яму более совершенные технологии, передовая техника, применение кондиционных семян высоких репродукций, значительно возросшая за прошлое десятилетие культура земледелия и ряд других факторов. Не будь засухи, урожайность превысила бы 25 центнеров с гектара.

Засуха преследует тюменских земледельцев уже не первый год. 015-2-5Кто-то утверждает, что третий сезон подряд, другие – четвертый. Студент ТГСХА Игорь Шабанов решил доказать своим упоровским землякам, что и в экстремальных условиях можно получать хорошие урожаи. На полях своего отца – генерального директора ООО «Земля» Владимира Ильича Шабанова – заложил опыты с применением препарата «Росток», выпускаемого научно-производственным центром при кафедре общей химии Тюменской сельхозакадемии. Применил 0,5 литра препарата на тонну при предпосевной обработке семян совместно с протравителем и залил его в баковую смесь с пестицидами из расчета 200 миллилитров на гектар. «Росток» там хорошо смешался, так как изготовлен из чистой гуминовой кислоты без каких-либо примесей. Поскольку отпускная цена препарата из НПУ «Эврика» не достигает и трехсот рублей за литр, затраты оказались необременительными – всего-то в общей сложности около 90 рублей на гектар. А прибавка на гектар составила около тонны ячменя «челябинский 99» и овса «талисман». Эффект оказался выше всех ожиданий.

Есть отчеты исследований с полей СПК «Турай» Нижнетавдинского района. Там тоже при предпосевной обработке и при внесении пестицидов применили «Росток» на посевах пшеницы «омская 36». Если без него продуктивность составила 2,44 тонны с гектара, то с препаратом – чуть ли не четыре с половиной тонны. А вот в ЗАО «Успен-
ское» прибавка на пшенице «иргина» составила поменьше – 5 центнеров на гектар. Почему столько? – не буду вдаваться в технологические подробности успенских земледельцев. Они неинтересны для читателей, но приведу слова их главного агронома Владислава Семенова: «Препарат этот сильно по карману не бьет, а отдача весьма ощутимая. В нынешнем сезоне обработаем «Ростком» все посевы зерновых».

И что же это за препарат такой? Как рассказала руководитель научно-производственного центра «Эврика» кафедры общей химии сельхозакадемии доктор биологических наук Ирина Грехова, «Росток» изготавливается их малым инновационным предприятием на основе гуминовых кислот, вырабатываемых из местного торфа. Препарат имеет свойства регулятора роста и развития растений, это – адаптоген, иммуностимулятор и антиоксидант, повышает устойчивость к болезням, снижает содержание нитратов и токсикантов в продукции. И это не главные козыри.

Проводились научные опыты, которые доказали, что «Росток» примерно в два раза повышает коэффициент использования питательных веществ из удобрений. Значит, можно снизить их дозу. Что происходит с растением при засухе и при проведении химической прополки? Оно испытывает стресс, за которым идет резкое замедление обмена веществ. Скажем, применение гербицидов может замедлить развитие зерновых на одну-две недели. Что это значит в сибирских условиях короткого лета, объяснять не надо. Когда добавляют «Росток», задержки развития не наблюдается ни при засухе, ни при обработке гербицидами. Его можно применять на зерновых, многолетних травах, овощах, плодово-ягодных и декоративных культурах. Потому что он действует на все ферменты в окислительно-восстановительных режимах. А ферменты во всех растениях одинаковые. Процент прибавки урожайности может колебаться в зависимости от негативных условий. Чем больше их воздействие – тем выше эффект применения препарата. В нормальных условиях вегетации растений сногсшибательных результатов ждать не приходится. Но они непременно будут в увеличении урожайности, улучшении качества продукции, повышении энергии прорастания и всхожести семян, в формировании мощной корневой системы, устойчивого стебля и т. д.

– Как живется в условиях жесткой конкуренции? – спрашиваю руководителя «Эврики». – Ведь сегодня на рынке представлено немало других регуляторов и адаптогенов, в том числе на основе гуминовых кислот.

015-2-4– У нас выстроена система продаж в России. Имеем представительства в Новосибирске, Омске, Ишиме, Краснодаре, Екатеринбурге, Перми, Воронеже, Оренбурге, Орле и Ростове-на-Дону. В Тюмени работаем с ООО «Планта». Она недавно провела широкомасштабное испытание микроудобрений и регуляторов. Самую высокую оценку по прибавке урожайности и экономической эффективности получил «Росток». Наш препарат имеет ряд преимуществ – это более высокая биологическая активность, высокая степень очистки от токсичных и балластных примесей, небольшой расход действующего вещества, легко проникающего в растительную клетку. «Росток» уже много раз награждался высшими наградами российских и международных выставок.

К сожалению, этим инновационным продуктом, направленным на решение задач ресурсосбережения и экологизации сельскохозяйственного производства, не спешат воспользоваться тюменцы. Возможно, уже скоро появится новое поколение гуматов, а они толком не разобрались с «Ростком». «Эврике» исполнилось 10 лет, а ее препаратом начали пользоваться только три года назад. К нынешнему сезону взяли адаптоген всего 23 хозяйства из 11 районов. По объему получилось на область 18500 литров. Это совсем немного. По моим грубым подсчетам – примерно на 56 тысяч гектаров.

Брать не брать «Росток» – дело хозяйское. Но как быть со здравым смыслом? Не могу поверить, что руководители наших хозяйств – в основном выпускники сельхозакадемии – не слышали рассказов большого ученого Игоря Дисановича Комиссарова о волшебной силе гуминовых кислот. Многолетним фундаментальным исследованиям химической природы и молекулярной структуры гуминовых веществ в Тюменской сельскохозяйственной академии уже 50 лет. Поначалу это была закрытая оборонная тема. С применением гуминовых кислот изготавливали аккумуляторы для подводных лодок. По тем временам у коллектива ученых было современное оборудование, на котором проводили исследования. Ставились лабораторные, полевые и производственные опыты. На основе этой гигантской работы среди прочих научных продуктов и появился гуминовый стимулятор – адоптоген «Росток».

Когда началась перестройка, и кафедре общей химии сельхозакадемии не на что было купить даже колбы (в это время в продаже появились всевозможные регуляторы), решили запустить собственный препарат. И об этом производстве знает каждый агроном.

Уверен, в случае принятия антикризисной программы в растениеводстве при повторении засухи, не будет обойден вниманием адаптоген «Росток». Потребуется резкое увеличение производства препарата. А по взмаху руки этого не сделаешь. Небольшие цеха расположены в старинном здании. Они настолько малы, что их, скорее, можно назвать лабораторией. Все уникальное (в единственном числе) оборудование изобретено и изготовлено инженерами-механиками Юрием Греховым и Владимиром Илюшкиным. Всякий раз при увеличении производства всю эту технологическую цепочку приходится модернизировать. Недавно они заявили, что возможности по росту выпуска препарата исчерпаны.

Руководители сельхозакадемии всегда поддерживали научно-производственный центр и на этот раз освободили для них ангар в студенческом городке.

– Чтобы получить разрешение на переоборудование ангара в цех, – рассказывает Ирина Владимировна, – мне нужно собрать кучу документов и разных бумаг. 015-2-6К тому же они стоят больно дорого. Скажем, разрешение на подключение водоснабжения оценили в 1,5 миллиона, отопление – 5 миллионов рублей… Прокладывать ничего не надо – только подключиться! У нас таких денег нет. На получение кредита требуется разрешение Минсельхоза – и в нем там отказали. Коммерческие структуры готовы участвовать в производстве при условии сокращения работников, просят вообще убрать науку… Они хотят получать много и сразу. А у «Эврики» будущего не будет, если не продолжим разработки. Инвесторов могли бы привлечь льготы, но после долгих разговоров о малых инновационных предприятиях при вузах их пока не появилось. К примеру, платили налог на заработную плату 26,2%, в этом году он будет еще выше.

То есть перспектива широкого применения «Ростка» пока не просматривается. Стало быть, откладывается и получение 25-центнеровых урожаев в засушливые годы. А возможны ли они в экстремальных условиях? Очень подробные ответы могут дать в НИИСХ Северного Зауралья. Там тщательно изучили действие гумата. Надо только зайти к ученым в гости и поинтересоваться.


1156