Дмитрий Медведев покусился на реальные доходы чиновников
На прошедшей неделе Дмитрий Медведев на заседании президентского совета по противодействию коррупции посетовал на отсутствие проверки деклараций чиновников о доходах. Загородные замки, которые красуются в Подмосковье, никак не вяжутся с небольшими зарплатами госслужащих.
Борьба с коррупцией стала одной из главных тем Дмитрия Медведева ещё в период президентской предвыборной кампании 2008 года, а спустя несколько месяцев после его вступления в должность был разработан национальный план противодействия коррупции.
Позже внедрили антикоррупционную экспертизу законодательства, а чиновники с 2009 года не только обязаны подавать в налоговые органы декларации о доходах, напоминает «Российская газета», но многие их ещё и публикуют.
«Этим, на мой взгляд, существенные изменения и заканчиваются. Ситуацию в стране вы хорошо знаете. Давайте признаем, что успехов в этом направлении немного», – заявил Медведев.
С этим утверждением попытались поспорить руководители правоохранительных органов. Генпрокурор Юрий Чайка, глава МВД Рашид Нургалиев и руководитель ФСБ Александр Бортников по очереди доложили о вкладе своих ведомств в борьбу с коррупцией.
Из докладов получалось, что количество расследуемых случаев растет: к ответственности привлекают всё больше чиновников; заводят уголовные дела в отношении депутатов региональных и муниципальных законодательных собраний и Государственной Думы.
Прекрасную картинку разрушил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. По его данным, в прошлом году за коррупцию было привлечено 6 тысяч человек. «Почти 34 процента – это правоохранительные органы», – объявил Бастрыкин, первое место среди коррупционеров. На втором с 15 процентами дел он расположил Вооруженные силы, на третьем – органы местного самоуправления, а четвертыми стали органы здравоохранения и соцразвития.
«Есть динамика расследований коррупционных преступлений. Это хорошо», – не без иронии произнес глава государства. «То, что система правоохранительных органов поражена коррупцией, сказывается на возможности борьбы с ней. Это печальный вывод», – заметил он.
Президент не скрывал своего недовольства низкой эффективностью антикоррупционного противодействия. «Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть в Интернет, где в самой разной форме описываются различные коррупционные схемы и преступления, это не означает, что там все точно, но оценки даются», – сказал Медведев.
Стоит отметить, что именно в Сети не так давно разгорелся скандал вокруг коррупции в «Транснефти». Возможно, именно его имел в виду глава государства, предполагает «Независимая газета».
«Приведите мне пример, когда в каком-то ведомстве кто-то заявил о конфликте интересов и цивилизованным образом ответил бы на вопросы, которые существуют. Что, таких конфликтов нет? Да полно их, это очевидно. Кого за это наказали, и где информация обо всём этом?».
Особое внимание президент обратил на московских чиновников. «Сергей Семенович, в Москве много чиновников», – обратился Дмитрий Медведев к мэру столицы Сергею Собянину и попросил его контролировать ход проверок.
Президент поручил губернаторам отчитываться перед общественностью о результатах деятельности координационных советов, которые созданы по указанию главы государства для лучшего взаимодействия руководства регионов с правоохранительными органами.
По мнению Дмитрия Медведева, необходимо «расширить формат участия институтов гражданского общества во всех антикоррупционных мероприятиях».
«Кроме обязательных докладов администрации президента, правительства и Генеральной прокуратуры, важно, чтобы мы слышали альтернативные соображения об эффективности антикоррупционной работы; вопрос в том, чтобы информацию анализировать».
Тут же родилось и поручение Общественной палате. Именно она должна будет подытожить интернет-активность граждан, представить в Кремль доклад и делать то же самое ежегодно.
В своем выступлении Дмитрий Медведев отдельно остановился на взаимоотношениях бизнесменов и милиционеров. Бизнесменов президент призвал более активно включаться в работу по противодействию коррупции. Он напомнил, что у данного преступления всегда две стороны – многое зависит от того, ведутся ли предприниматели на провокации тех, кто вымогает взятки.
Президент поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву проверить декларации сотрудников ведомства. Дмитрий Медведев сказал министру: «У вас сейчас будет хороший повод расстаться с теми, кто представляет недостоверные сведения».
Одной из главных причин сложившейся ситуации глава государства считает отсутствие реальных проверок достоверности деклараций, поданных чиновниками, поскольку «существует масса способов укрыть те или иные доходы от декларирования».
Поводов для сомнения достаточно. Например, декларационная кампания прошлого года показала, что один из самых богатых людей планеты, по версии журнала «Форбс», Сулейман Керимов является одним из самых небогатых сенаторов. Его годовой доход составляет всего 7,43 миллиона рублей, сообщают «Известия». Перечень указанного в декларации имущества просто вводит в уныние. Из личной недвижимости – только квартира площадью 54 квадратных метра. Причем долями в ней владеют и супруга, и сын, и дочь. Ещё одна квартира, находящаяся у Керимова в пользовании, и того скромнее – 39 квадратных метров.
Другой «человек из списка «Форбса», депутат Госдумы Андрей Скоч, судя по декларации, еще беднее. Ежегодный доход строго равен годовой зарплате парламентария – около 1,7 миллиона рублей. Нет ни автомобилей, ни денег в банках, ни акций, даже единственная квартира – и та в Белгороде.
Очень может быть, что именно так оно и есть: под прицел публичной декларации из всех родственников попадает лишь супруг (супруга) и несовершеннолетние дети, просвещает «Эксперт».
Сам Андрей Скоч говорил в интервью «Известиям», что «все свои доли в коммерческих компаниях оформил на отца», а на самом деле является «сторонником максимально полного декларирования реального имущества».
Какой, однако, молодец.
Обсуждая проблему достоверности деклараций, Медведев не мог скрыть раздражения. «А то, как ни послушаешь, у всех дворцы за городом. А в декларациях ничего нет!».
«Кого вообще наказали за недостоверную декларацию? Ну, вот я одного человека наказал, из Министерства обороны. Но это была, извините, показательная вещь, и случай достаточно очевидный. Я уверен, что и в ряде других случаев расхождения в декларациях о доходах были выявлены. Но кто о них знает?».
«Человек из Министерства обороны», о котором говорил президент, – это генерал-майор Виктор Гайдуков. Он по решению главы государства был освобожден от занимаемой должности в минувшем сентябре. Сейчас же прокуратура обвиняет Гайдукова в присвоении 20 миллионов рублей государственных средств – эти факты стали известны именно благодаря проверке достоверности декларации, подсказывают «Известия».
Президент всячески показывал своё непонимание ситуации, когда все борьбу вроде бы ведут, а конкретных ее результатов как-то не видно. Он вспомнил, что уже много раз давал поручения правительству «закрыть проблему фирм-однодневок». Но первый вице-премьер Игорь Шувалов смог лишь сказать, что «закон, конечно, будет».
Существенно повлиять на ситуацию с коррупцией в стране, видимо, призван новый законодательный пакет, который и был представлен на заседании совета. Поправки в УК, сообщает «Коммерсант», вводят огромные штрафы за взятки. Они, как и предлагал президент в послании Федеральному собранию, будут кратны суммам взяток.
Так, получатели взятки до 25 тысяч рублей заплатят в 25-50-кратном размере, от 25 до 150 тысяч – в 30-60-кратном, от 150 тысяч до 1 миллиона рублей – 40-70-кратном, свыше 1 миллиона рублей – 80-100-кратном.
При этом от кратного штрафа не освобождает и вынесение наказания в виде тюремного заключения. Так, за взятку свыше 1 миллиона рублей (таких, по официальным оценкам, в 2010 было около 7 процентов от общего числа осужденных за взятки) будут сажать на 8-15 лет и взимать штраф в 70-кратном размере.
В предлагаемом пакете поправок вводятся новые составы коррупционных преступлений – посредничество дачи взяток, а также обещание и предложение «порешать вопросы» за деньги.
Для посредников вводится 20-40-кратный штраф либо пять лет тюрьмы с 20-кратным штрафом. Для дающих обещания и делающих предложения кратность шире (в связи с потенциально более широким составом коррупционных преступлений) – от 15 до 70 размеров взятки.
Президент указал на необходимость «антикоррупционного сопровождения больших спортивных проектов и вообще больших проектов», в том числе саммита АТЭС.
Первому вице-премьеру Игорю Шувалову поручено до 1 февраля внести в Госдуму закон, вводящий ответственность для организаторов фирм-однодневок, «которые раньше использовались только для обналичивания денежных средств, сейчас превратились в один из каналов, при помощи которых чиновники получают откаты».
«Подчеркиваю, нести ответственность за соответствующие фирмы должны не только те, кто их использует, но и те, кто дал паспорт. И неважно, кто это, обычный человек, бомж или ещё кто-то. Просто должно быть понимание того, что сама по себе такая деятельность наказуема», – пояснил Медведев.
Президент предложил бизнесу подключиться к борьбе с коррупцией, «быть честными до конца (то есть не давать взяток – С. Ш.), а не только власть упрекать в том, что она поражена коррупцией».
Наконец, глава государства предложил усилить компетенцию Следственного комитета в части расследования коррупционных преступлений.
Из пояснений главы правового управления администрации президента Ларисы Брычевой следовало, что кратные штрафы считаются простым и более эффективным механизмом наказания, чем уже действующая конфискация нажитого коррупционным путем имущества. «Задача – подорвать экономическую основу совершения преступления, чтобы не было мотивации брать взятки», – пояснила она.