От ватерклозета до высокой политики

Владимир Путин пообщался с народом

На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин поставил рекорд продолжительности общения в прямом эфире с гражданами страны. Почти четыре с половиной часа длилась программа «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение».

Вопросы, собранные по всей стране, были объединены в группы по темам, каждой из которых глава правительства уделил внимание. Это и межнациональные конфликты в Москве, и нефтяные пошлины при поставках нефти в Белоруссию, и состояние ЖКХ...

Владимир Путин не стал изменять традиции последних лет и начал с экономических результатов. «Наблюдается позитивная тенденция: рост ВВП где-то 3,8 процента»… «В целом год оказался удовлетворительным».

Говоря про самое тяжелое событие года, премьер, не колеблясь, назвал пожары и заявил, что надо немедленно усилить ответственность арендаторов, которые по новому Лесному кодексу получили большую власть в лесах.

На вопрос, а что если следующим летом в деревнях начнутся поджоги домов, потому что жители понимают: иначе они никогда своих жилищных условий не улучшат, Путин жестко ответил: «Существует уголовная ответственность», которая предусматривает от пяти до десяти лет лишения свободы. А «экспертиза в состоянии установить, поджог это был или нет».

Точно так же премьер среагировал на рассказ о том, что в Перми управляющие компании, занимающиеся ЖКХ, лишают жителей льгот, которыми они пользовались до сих пор. «Управляющими компаниями кто-то управляет, поэтому нужно проверить, кто там управляет и каким образом».

Ситуация в станице Кущевской поразила премьера не меньше, чем пожары, отмечает «Коммерсант».

«Что касается той ужасной ситуации в Кущевской, да и в Гусь-Хрустальном, то здесь дело не только в органах внутренних дел. Здесь дело совсем в другом: в том, что все органы власти оказались несостоятельными. Ведь там разве одна милиция работает? А где прокуратура? А где Федеральная служба безопасности? А где ФСКН – служба по борьбе с наркотиками? А где суды, которые должны были принимать соответствующие решения?.. Я считаю, что это провал всей системы правоохранения».

«А региональные органы власти где были? Они ничего не видели? Поэтому сигнал очень серьезный, – продолжал Путин. – Ещё один сигнал для того, чтобы общество встряхнулось и власть сама встряхнулась на всех уровнях, в том числе федеральном, и повнимательнее посмотрела, что у нас происходит в регионах».

И тут Владимир Путин впервые, может, с 2004 года, когда он, будучи президентом, упразднил выборность губернаторов, с неожиданной легкостью вспомнил об этом и одобрил то решение.

«В своё время меня долго и много критиковали и до сих пор продолжают критиковать за изменение порядка приведения к власти губернаторов в регионах Российской Федерации. Но ведь одним из побудительных мотивов изменения этого порядка приведения к власти губернаторов было как раз недопущение до власти криминала. Потому что, к сожалению, в наших условиях, в условиях ещё недостаточно эффективного гражданского общества, при так называемых прямых выборах за спиной почти каждого кандидата вставал криминал и своими неучтенными, «черными», деньгами пытался, а подчас и достаточно эффективно влиял на ход предвыборной кампании и на её результаты. Теперь, когда кандидатов в губернаторы предлагает президент, за него должны проголосовать или не проголосовать местные депутаты, это всё-таки более или менее ограждает общество от проникновения криминала хотя бы на этот высокий региональный уровень управления».

Так вот, оказывается, «где собака зарыта».

Первый же вопрос из call-центра, который передала премьеру ведущая Мария Ситтель, оказался про беспорядки на Манежной площади, напоминает «Время новостей». «У нас тысячи и тысячи вопросов на эту тему. Кто-то требует «прекратить беспредел кавказцев», кто-то – «жестко пресекать деятельность националистических групп», – сообщила она.

Премьер, не сделавший по этому поводу до этого времени ни одного заявления, возложил ответственность на следственные органы, отпустившие участников драки, во время которой погиб болельщик «Спартака» Егор Свиридов.

«Как же получилось так, что людей, причастных к убийству, отпустили?! – воскликнул Путин. – Правда, это не дает права никому (и об этом было сказано в последнее время) в свою очередь нарушать закон. Власть должна и будет жестко реагировать на проявления подобного рода».

«И наша общественность, в том числе либеральная общественность, должна понимать, мне кажется, что это все почувствовали: порядок должен быть, и его нужно поддерживать. Нужно понять, что они (милиция – С.Ш.) исполняют важнейшую функцию в государстве и нельзя опускать их ниже плинтуса. А то придется нашей либеральной интеллигенции бороденку сбрить и самим каску надеть – и вперед, на площадь, воевать с радикалами. Я думаю, что это худший вариант развития событий», – съязвил премьер.

Как известно, узнаваемую бороденку имеет только один из представителей интеллигенции, бьющийся за «Марши несогласных» на маршах несогласных, профессиональный борец со всем и вся Эдуард Лимонов. Ещё под описание подходит Юрий Шевчук, с которым премьер так неудачно схватился на одной из тусовок, припоминает «Газета.ru», но здесь, видимо, следовало добавить очки.

Однако вернемся к разговору. Наиболее колоритной, пожалуй, оказалась тема ЖКХ.

«На практике, – пояснил Владимир Путин, – происходит следующее: местные власти недофинансируют эту сферу, своевременно тарифы не повышают. Хочется быть такими пушистыми перед своим микрорайоном или городом. А потом загоняют в тупик – и тук, резкий удар, как было в начале прошлого года. Они были вынуждены повышать.

...Вторая важнейшая проблема – монополизация этого рынка. К сожалению, в очень многих муниципалитетах работают местные, прикормленные предприятия коммунального хозяйства, которые, по сути, выставляют людям монопольную цену на свои услуги, не улучшая качество. И второе важнейшее направление работы – это демонополизация рынка коммунальных услуг. Кардинальное решение проблемы может быть только комплексным.

...Петр Первый во время Северной войны, будучи в действующей армии(!), прислал схему (это мне Знаменов рассказывал – директор Петродворца) устройства своего ватерклозета, то есть канализации, по сути дела. Лично думал об этом. Это император! Депутатам местных и региональных собраний не мешает тоже об этом задуматься и уделить этому больше внимания».

После развернутого разговора о проблемах внутри страны, премьер дошел до большой политики, коснувшись отношений с Украиной и другими соседями по СНГ.

«Когда мы были вместе, мы представляли собой гораздо более мощную силу. Именно поэтому здравомыслящие и патриотически настроенные государственные деятели страны никогда не допускали даже мысли о разделе и о разделении таких её единых составляющих, как Россия, Белоруссия, Украина... Сегодня ситуация другая. Сегодня есть независимая Украина, Беларусь, другие бывшие республики Советского Союза, и надо исходить из исторической данности. Но у нас есть возможность и необходимость в интересах наших народов идти по пути экономической интеграции, что мы сейчас и делаем».

«Надо сказать, что за последние 15 лет это первые реальные шаги по пути интеграции – создание Таможенного союза между тремя государствами: Россией, Казахстаном и Белоруссией, и следующий шаг, к которому мы уже, фактически, приблизились вплотную, – создание единого экономического пространства... Если в той или иной форме... произойдет присоединение Украины к этим интеграционным процессам, то, конечно, это будет мощным, важным толчком к сохранению целых отраслей экономики на Украине и поможет поднять конкурентоспособность многих наших предприятий. Но это уже суверенный выбор украинского народа и сегодняшнего украинского руководства».

Владимир Путин рассказал о результатах недавних переговоров президентов Белоруссии и России в части нефтяных пошлин (сообщения на этот счет в прессе имели весьма противоречивый характер). «Известия» приводят рассказ премьера практически целиком:

«Мы договорились о том, что поставим в Белоруссию в течение следующего года 20-21 миллион тонн сырой нефти беспошлинно. Это будет стоить нашему бюджету... примерно 5 миллиардов 300 миллионов долларов. Мы договорились, правда, о том, что всё, что будет выработано из этой нефти в виде нефтепродуктов, белорусская сторона вернет стопроцентно в наш бюджет, потому что в основном нефтепереработка Белоруссии работает на экспорт на нашем сырье. Отсюда (из 5,3 миллиарда) мы вычтем примерно
3 миллиарда, и получится, что 2 миллиарда 300 тысяч мы недополучим. Но мы газ в Белоруссию поставляем беспошлинно. Это значит, что наш бюджет недополучит ещё 3 миллиарда долларов.

Кроме этого, мы согласились вынести за скобки 1,7 миллиона тонн нефти, которые добывает сама Белоруссия, из этого вообще ничего не брать. Казалось бы, это справедливо. Это только на первый взгляд, потому что вывозные таможенные пошлины на нефть сырую в несколько раз больше, чем вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты. Это ясно, что всё, что они произведут, они вывезут за границу, получат доходы в бюджет, а необходимые ресурсы для внутреннего потребления заместят нашей нефтью. Мы идем на это сознательно с целью поддержки белорусской экономики».

В общей сложности глава правительства ответил на 90 вопросов, из которых 31 выбрал сам.


759