Терпение и труд всё перетрут

Формирование Единого экономического пространства формально завершено

На прошлой неделе в Москве прошло заседание высшего органа Таможенного союза (ТС) и Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали декларацию, в которой говорится, что 9 декабря 2010 года формально «завершено создание нормативно-правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП)». Главы трех стран «подтверждают, что 1 января 2012 года ЕЭП начнет полноценно функционировать».

В ходе встречи президентов Дмитрия Медведева, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко были подписаны три документа, завершающие формирование нормативной базы ЕЭП (вся она состоит из 17 соглашений).

Главы России, Казахстана и Белоруссии подписали документы о согласованной макроэкономической политике, о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала и о согласованных принципах валютной политики. Ещё 14 соглашений были подписаны ранее на уровне премьеров и вице-премьеров трех стран.

Напомним, что Единое экономическое пространство должно стать следующей стадией развития Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Работа по подготовке этих соглашений в комиссии Таможенного союза прошла в августе этого года, напоминает «Время новостей». В октябре большинство соглашений было представлено для публичного обсуждения.

В ноябре премьеры России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Сергей Сидорский и Карим Масимов подписали ряд ключевых документов, создающих основы для формирования ЕЭП. К таковым относятся: соглашение о согласованной макроэкономической политике, о единых принципах и правилах конкуренции, о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих стран, о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.

Спорные вопросы на уровне правительств утрясались вплоть до встречи президентов трех стран. Буквально до последнего дня.

Ночью 7 декабря премьер Белоруссии Сергей Сидорский позвонил Владимиру Путину. Речь шла о том, что переговоры по созданию Единого экономического пространства, куда Белоруссия решила все-таки войти вместе с Россией и Казахстаном, «должны наконец-то закончиться», потому что «парламент Белоруссии должен до конца года ратифицировать это соглашение».

Белорусская сторона, по его словам, была готова пойти на уступки в деле беспошлинной поставки российской нефти на предприятия Белоруссии. Известно, что Россия готова беспошлинно поставлять братской стране 6,5 миллиона тонн нефти, а после вступления Белоруссии в ЕЭП, видимо, – и того больше, предполагал «Эксперт».

Понятно, что потребности белорусских НПЗ, перерабатывающих российскую нефть, которая потом идет на экспорт, должны быть удовлетворены, желательно в полном объеме. Это было понятно прежде всего белорусским переговорщикам, ерничает «Коммерсант».

Однако российские переговорщики, по словам белорусских коллег, настаивали, что в этом случае белорусские НПЗ должны поделиться с Россией доходами от экспорта их нефтепродуктов.

Такая позиция вызвала гнев Александра Лукашенко. Неудивительно, что когда белорусский премьер Сергей Сидорский намекнул на возможный компромисс, российский премьер Владимир Путин сразу согласился.

Утром Сергей Сидорский прилетел в Москву. Казалось, и правда, что-то произойдет. Кроме протокола, в начале встречи для журналистов был запланирован выход двух лидеров после переговоров с заявлениями, которые могли стать если не сенсацией, то уж точно новостью дня.

Владимир Путин в начале встречи сообщил, что есть «несколько очень чувствительных вопросов, которые надо урегулировать». Сергей Сидорский пояснил: в пакете документов, которые ратифицируют Белоруссия, Казахстан и Россия, есть «ряд документов, которые надо обговорить в «двойке»» (то есть России и Белоруссии).

Около часа журналисты ждали, что премьеры после переговоров выйдут и объявят о результатах. Вышел только пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков и объявил, что «переговоры будут продолжены на уровне экспертов, а заявлений для прессы не будет».

Другими словами, переговоры провалились. Сергей Сидорский уехал из Ново-Огарево в аэропорт. Переговорщики расходились в недоумении.

Позже заместитель министра финансов Сергей Шаталов пояснил, что белорусский премьер не привез с собой никаких новых предложений, а просто перед приездом в Москву Александр Лукашенко, видимо, хотел лишний раз качнуть ситуацию в сторону Белоруссии.

Один из белорусских переговорщиков сообщил, что Сергей Сидорский предупредил Владимира Путина: делиться экспортной прибылью с российскими поставщиками нефти им, белорусам, странно, потому что Белоруссия намерена использовать для переработки «свою нефть» (Белоруссия добывает 1,7 миллиона тонн нефти в год, просвещает нас «Российская газета»). На это был задан вопрос: а зачем же тогда, если у вас есть «своя нефть» (пусть даже к ней примешиваются поставки из Венесуэлы), Россия беспошлинно удовлетворяет внутренние потребности Белоруссии?

С точки зрения белорусской стороны, ситуация выглядела так. Цена вопроса для Белоруссии в споре с Россией о механизме взимания и распределения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты составляет около 2 миллиардов долларов, рассказал агентству «Интерфакс-Запад» близкий к переговорам источник в белорусских госорганах.

Он пояснил, что стороны в очередной раз не смогли договориться о механизме обложения вывозными пошлинами нефти, которая добывается в Белоруссии, и нефтепродуктов из неё.

По данным источника, российская сторона, предлагая заменить экспортные пошлины на поставляемую в Белоруссию нефть вывозными пошлинами на белорусские нефтепродукты, претендует в том числе и на нефть, добываемую в республике. Белоруссия пытается сохранить за собой право самостоятельно распоряжаться своим ресурсом, соглашаясь отдавать России только вывозные пошлины на нефтепродукты, получаемые из российской нефти.

«Россияне считают, что мы, получая беспошлинную российскую нефть в необходимом объеме, будем экспортировать нефть собственной добычи по мировым ценам. С их точки зрения, РФ таким образом будет из своего бюджета субсидировать белорусскую нефтепереработку».

По экспертным оценкам белорусской стороны, дополнительные издержки белорусских НПЗ, которые в виде повышенных пошлин будут передаваться в российский бюджет, составят порядка 1–1,3 миллиарда долларов в год. Таким образом, Белоруссия, полностью принимая условия Кремля по торговле нефтью и нефтепродуктами, может потерять порядка двух миллиардов долларов в год.

Такой виделась картина из Минска накануне встречи Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко (из Москвы картина выглядит едва ли не противоположно).

Президенты России и Белоруссии около часа совещались тет-а-тет и, по словам источника «Газеты.ru» в администрации российского президента, «в ходе двусторонней встречи достигли договоренностей, сняв все спорные вопросы, которые не удавалось решить на экспертном уровне».

Если буквально интерпретировать слова министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной (а именно она комментировала итоги переговоров двух президентов), то в результате достигнутых договоренностей Минск вынужден был пойти навстречу Москве.

Белоруссия согласилась перечислять в российский бюджет весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, взимаемых на границе Таможенного союза. При том условии, что Россия будет поставлять Белоруссии беспошлинно всю нефть, а не только тот объем, который необходим ей для внутреннего потребления, как сейчас.

«Мы будем в Белоруссию нефть поставлять беспошлинно, а с нефтепродуктов пошлины будут браться на внешнем контуре границы и перечисляться в российский бюджет», – сообщила Набиуллина, пояснив, что «экономический эффект от отмены пошлин, по экспертным оценкам, составит для Белоруссии 3,912 миллиарда долларов».

«Российская экономика приобретет среднесрочно гораздо больше, чем она в краткосрочный период потеряет на этих пошлинах», – пояснила Набиуллина, отметив, что «по сути, это означает возвращение к тем экономическим условиям, которые у нас были в 2009 году».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал достигнутые договоренности прорывом в российско-белорусских отношениях и заявил о готовности немедленно ратифицировать все соглашения по ЕЭП.

«Мы обещали, что если будут выработаны единые документы, соглашения по ЕЭП, то мы их ратифицируем. Я ещё раз заверяю своих партнеров, что мы это – я обещаю! – раньше и России, и Казахстана сделаем», – заявил глава Белоруссии.

«Формирование ЕЭП идет темпами, которых не ожидали, – заявил глава российского государства Дмитрий Медведев. – Когда работа только начиналась, я был уверен, что на экономическое объединение трех стран должны уйти годы. Однако в результате титанической работы экспертов и правительств наших стран всю необходимую нормативную базу удалось сформировать до конца 2010 года, как это и предполагалось почти год назад на неформальном саммите СНГ в Астане».


676