Этот дивный мир берёзы

Художник из Иркутска Евгений Ушаков – автор уникального в художественном мире ремесла – берестяной пластинчатой мозаики

От посещения выставки «Березовая Русь Евгения Ушакова», которая сегодня экспонируется в Ялуторовском музейном комплексе, остается щемящее чувство прикосновения к истокам, к тому родному миру, который окружает каждого из нас с раннего детства.

Столько трогательных признаний в любви подарили русской березке художники, поэты и композиторы, но приглашение в березовое царство Евгения Ушакова – это нечто особенное, в высшей степени самобытное и неповторимое. Художник из Иркутска – автор уникального в художественном мире ремесла – берестяной пластинчатой мозаики. 8 сентября нынешнего года «Тюменская правда» уже рассказывала об этом мастере и его творческом методе. Напомню, что Евгений Владимирович Ушаков родился 12 июня 1925 года в Ялуторовске, отец его – статистик, мать – учительница. Считает себя учеником А. Митинского, основателя художественной школы Тюменской области. Школьные годы Ушакова прошли в Тюмени. Отсюда же он, курсант Тюменского второго пехотного училища, ушел на фронт. С 1959 года постоянно живет в Иркутске. Его уникальные работы, выполненные из бересты, находятся во многих музеях мира и в частных собраниях коллекционеров. Ни в Ялуторовске, ни в Тюмени родственников у него не осталось, и постепенно связь с малой родиной была утрачена. Второе рождение нашего земляка состоялось благодаря руководителю благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадию Елфимову, который открывает просвещенной России имена талантливых сибиряков.

221-3-1Необычность, я бы сказал, эксклюзивность выставки заключается в том, что ни в одном музее Тюменской области, даже в музее изобразительных искусств с его бесценным собранием, нет работ иркутского художника. Ялуторовск же стал обладателем целой коллекции картин Евгения Ушакова, выполненных в различной художественной манере. В дар музейному комплексу он передал семь акварелей с видами Иркутской земли, небольшой этюд, написанный маслом, с дарственной надписью «Дом в Ялуторовске на улице Оболенского, где родился автор» (судя по датировке, он побывал последний раз здесь в 1959 году), и две работы, выполненные в технике берестяной пластинчатой мозаики, на которых изображены Ялуторовский и Иркутский остроги, опорные центры русской колонизации Сибири, основанные землепроходцами в XVII веке с разницей в два года – в 1659-м и 1661 годах. Вот эти работы и стали композиционным центром выставки, приглашающей посетителей в березовое царство. Здесь представлены также различные поделки из бересты, находящиеся в фондах музея, – туеса, корзинки, живописные полотна ялуторовских художников, на которых запечатлены березовые рощи, и одна достаточно интересная работа безымянного представителя томской берестяной школы, подаренная музею депутатом Тюменской областной Думы Н. П. Барышниковым. Конечно же, привлекают внимание автобиографические записки Евгения Ушакова «Открыл глаза…», где точные жизненные наблюдения, проза перемежаются великолепными стихами, и каталог его работ с предисловием писателя Валентина Распутина. И даже кусочек бересты из окрестностей Ялуторовска не кажется лишней деталью.

К открытию выставки в распоряжении музейщиков оказались свидетельства о рождении Е.В. Ушакова и бракосочетании его родителей, выданные отделом ЗАГСа в Ялуторовске. Они также демонстрируются в выставочном зале. Знамением судьбы можно назвать появление еще одного красноречивого документа – фотографии преподавателей и учащихся Ялуторовской прогимназии, сделанной в 1913 году. На ней изображена мама художника, Серафима Лаврентьевна Пятницкая. На этом родословная художника не заканчивается. В Тобольском архиве обнаружены документы, проливающие свет на судьбу его прадеда Христофора Лапина.

Ялуторовская земля богата талантами. Восстановлено еще одно имя, которым каждый из нас может гордиться. Надеемся, что наш земляк, несмотря на почтенный возраст, сможет побывать на малой родине и передать ялуторовским мастерам секреты своего ремесла. Нет у него пока ни последователей, ни продолжателей этого нелегкого дела, равных его таланту и способных на титанический труд подвижника.


523