Встреча «треугольником»

Николя Саркози, Ангела Меркель и Дмитрий Медведев будут дружить домами

На прошедшей неделе во французском Довиле состоялся неформальный саммит лидеров России, Франции и Германии: Дмитрия Медведева, Николя Саркози и Ангелы Меркель. Главным итогом встречи стало согласие президента Дмитрия Медведева приехать на саммит НАТО в Лиссабон 20 ноября. Это будет первый полноценный саммит Россия – НАТО после августовской войны с Грузией.

Лидеры России, Германии и Франции, неизменно подчеркивающие особое расположение друг к другу, не собирались втроем с 2005 года. Говорят, на встречу рвался ещё один друг России и личный друг Владимира Путина – премьер Италии Сильвио Берлускони. Однако харизматичный итальянский лидер, неизменно поддерживающий едва ли не все международные начинания Москвы, мог затмить коллег, и дипломатическим ведомствам пришлось проявить чудеса изобретательности, чтобы отговорить его от этой затеи и в то же время не обидеть.

Общаться друг с другом Дмитрий Медведев, Ангела Меркель и Николя Саркози начали накануне за ужином. На следующий день им не потребовалось много времени, чтобы согласовать довольно общее совместное заявление, которое стало единственным официальным документом саммита.

«Франция, Германия и Россия поддерживают стратегическое видение общего пространства, основанного на ценностях демократии, верховенстве закона и обеспечивающего свободное передвижение людей, товаров, услуг и капиталов», – говорится в итоговом заявлении.

Однако, как подчеркивают и сами участники трехсторонней встречи, и многочисленные наблюдатели, совместное заявление «стало не единственным итогом».

Появившись перед журналистами ровно в полдень, трое лидеров с ходу принялись рассказывать, как много общего связывает Россию и Европу. Например, общее сырье, сказал Николя Саркози, тут же, правда, дополнивший себя фразой о том, что Россию, Францию и Германию сближают ещё и такие вопросы, как обмен технологиями, иранская ядерная проблема и ближневосточное урегулирование.

«Мы должны помочь президенту Медведеву в модернизации его страны, – заявил Саркози. – Будем работать рука об руку и поэтапно продвигаться в вопросе безвизового режима, столь важном для России».

Светлое будущее хозяин саммита обрисовал радужно. Единое экономическое пространство и безвизовый режим между Россией и Евросоюзом, по его словам, установятся через 10–15 лет.

По мнению французского лидера, к 2020–2025 годам у ЕС и РФ будут не только общая экономика и безвизовое сообщение, но и общая концепция безопасности. Таковы перспективы.

А теперь по порядку.

О российско-европейской инициативе «Партнерство для модернизации» много говорят последний год. Эта тема, по словам Президента РФ Дмитрия Медведева, особенно важна. Россия заинтересована в участии иностранных партнеров в проекте «Сколково».

Отвечая на уточняющий вопрос о том, обрела ли расплывчатая формулировка «партнерство для модернизации» конкретные очертания и что под ней следует понимать, Дмитрий Медведев заявил, что она «обрела несколько измерений».

«Германское измерение такого партнерства – содействие в решении проблемы энергосбережения. Германские друзья помогают решать проблему энергоэффективности и подошли к этому делу с германской щепетильностью. В результате в коммунальных хозяйствах некоторых городов РФ внедрены системы, позволяющие экономить 30-40 процентов электроэнергии».

Кроме того, «в рамках модернизационного партнерства» были пересмотрены технические регламенты, сохранившиеся со времен СССР. «Я много занимался тем, чтобы привести стандарты в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, и предложил внедрить стандарты ЕС, что и было сделано. Это облегчит решение ряда практических задач, в том числе в области технологий», – пояснил Медведев.

Германская сторона не меньше российской хвалила идею партнерства для модернизации, приводя в качестве примеров её реализации создание образовательного центра в Ульяновске, логистического центра в университете в Санкт-Петербурге и создание германо-российского энергетического агентства RuDEA (оно учреждено по инициативе президента Дмитрия Медведева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель для продвижения энергоэффективных технологий).

Франции здесь похвастаться нечем. Но политические заявления для того и делаются, чтобы подстегнуть ход реальных дел. В частности, нынешняя поездка Дмитрия Медведева во Францию поможет снять ограничения на ввоз французского мяса в РФ. 8 октября Елисейский дворец распространил текст письма, которое президент Саркози направил российскому коллеге. В нем говорится, что требования российских властей «вакцинировать от катаральной лихорадки всех животных в радиусе 20 км» от тех хозяйств, которые поставляют скот в Россию, «являются обременительными». Проблему французские экспортеры видят и в ограничениях по возрасту поставляемого скота, которые направлены на предотвращение коровьего бешенства: «Эта болезнь, – говорится в письме, – во Франции находится под полным контролем».

В первый день визита Дмитрия Медведева представитель Россельхознадзора заявил, что российские специалисты готовы обсудить ситуацию с поставками мяса из Франции «в прямом диалоге с французскими партнерами» и что это ведомство «уже готовит соответствующее послание коллегам во Франции». А глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко добавил: «На самом деле проблем никаких нет, и профессионалы это прекрасно понимают», – передает ИТАР-ТАСС.

О высоких технологиях пока ничего не говорится, но что есть, то есть.

На вопрос о перспективах отмены виз с ЕС, который Москва в этом году с невиданной ранее настойчивостью поднимает во время любых контактов как с Евросоюзом в целом, так и с отдельными его членами, в Довиле впервые прозвучал более или менее внятный ответ, замечает «Коммерсант».

Три лидера договорились, что на сей счет следует подготовить план действий. Или, как выразился Дмитрий Медведев, «дорожную карту». Таким образом, после переговоров с коллегами из Франции и Германии президент Медведев дал понять, что позиция России в этом вопросе изменилась. Если ранее Москва требовала как можно скорее перейти на режим безвизовых поездок и в июне на саммите Россия – ЕС в Ростове-на-Дону даже передала руководству Евросоюза готовый к подписанию проект соответствующего соглашения, то теперь российская сторона смирилась с тем, что этот процесс быстрым не будет.

«Отменить визы разом невозможно, хотя Россия и хочет, чтобы это произошло поскорей», – отметила Ангела Меркель.

Дмитрий Медведев согласился: «Все понимают, что визы надо отменить. Мы договорились, что это должен быть процесс, и он должен иметь дорожную карту».

Один из российских дипломатов, участвовавший в подготовке саммита, назвал заявление Дмитрия Медведева «прорывным». «Это ещё почему?!» – изумился один из репортеров. «Это значит, что есть договоренность работать пошагово, а не нахрапом! Это цивилизованный и неполитизированный подход».

Сроки окончательной отмены виз, по словам дипломата, будут обозначены после смягчения российских миграционных правил. Процедура обязательной регистрации иностранных граждан в РФ сейчас платная и обременительная, что крайне раздражает не привыкших к нашему «ненавязчивому сервису» европейцев.

Кроме того, российские и европейские технологии пограничного контроля должны быть унифицированы, а ЕС надо предоставить гарантии, что российские границы, через которые идет основной поток нелегальных мигрантов, достаточно защищены. Следующий раунд консультаций с участием всех сторон, скорее всего,   пройдет в Брюсселе на очередном саммите Россия – ЕС, полагают эксперты.

Президент России Дмитрий Медведев в ходе переговоров уделил особое внимание вопросам, которые предстоит обсудить в рамках грядущей встречи «большой двадцатки», сообщает «Время новостей».

Президент отметил, что необходимо начать предпринимать шаги по реформированию мировой валютно-финансовой структуры: «Вопрос в том, какая будет валютно-финансовая система в ближайшие 20-30 лет».

Структура валютно-финансовой системы, по мнению Дмитрия Медведева, должна быть изменена. Если не в ближайшее время, то уж точно в момент председательства в «двадцатке» Франции её реформирование должно стать «одной из самых существенных тем для обсуждения».

В частности, по словам Медведева, членам «двадцатки» пора задуматься о введении большего количества резервных валют и «может быть, даже создания глобальной резервной валюты».

Три лидера много говорили о том, что Россия теперь Западу друг.

«Мы живем в новом мире – в мире дружбы между Россией и Европой!» – радостно констатировал Николя Саркози.

Речь шла, в том числе, о присоединении России к единой европейской системе противоракетной обороны. Но Москва, по словам Дмитрия Медведева, пока не определилась с тем, насколько ей интересно это предложение (детали не раскрываются).   «И само НАТО, – продолжал Медведев, – должно понять, в каком плане оно видит присоединение России к этой системе, что это даст, в каком ключе могут быть достигнуты соглашения, и как дальше работать».

Ощутимым итогом саммита стало то, что российский президент объявил о согласии принять участие в заседании Совета Россия – НАТО (СРН) в рамках намеченного на ноябрь саммита альянса в Лиссабоне.

«Сотрудничество РФ и НАТО – важный формат. Я поеду в Лиссабон. Это будет способствовать развитию диалога», – заявил Медведев.

До этого дня участие российского президента оставалось под вопросом. В ответ на не раз обнародованные приглашения Североатлантического альянса Кремль предпочитал отмалчиваться.

В последний раз Президент России посещал саммит НАТО весной 2008 года. Занимавший тогда этот пост Владимир Путин съездил на встречу лидеров альянса в Бухарест с одной целью – отговорить их от предоставления планов действий по членству в НАТО Украине и Грузии. Это ему удалось, кстати, не без помощи Ангелы Меркель и Николя Саркози, выступивших против принятия в альянс Киева и Тбилиси.

В августе того же года произошел конфликт в Южной Осетии, после которого отношения Москвы и НАТО ухудшились настолько, что о проведении встреч на высшем уровне не могло быть и речи. Теперь противостояние осталось в прошлом.

Завершая совместную пресс-конференцию, лидеры признали, что встреча в «треугольном» формате оказалась очень продуктивной.

«Этот саммит был полезен во всех отношениях. Мы успели обсудить всё – международные проблемы, экономические вопросы, подготовку к саммиту «двадцатки». Такие встречи должны проводиться регулярно», – считает Медведев.

В том же ключе высказалась и канцлер Германии Ангела Меркель, уверенная, что всем участникам неформального саммита «не было скучно». Для следующей встречи «Германия готова как ехать в гости к России, так и принимать у себя вместе с Францией», добавила она.

«У этого формата большое будущее», – заявил Николя Саркози, подведя итог трехсторонних переговоров.


180