Его прибалтийская сдержанность, пунктуальность и привычка все доводить до совершенства давно вошли в нашу жизнь и стали нарицательными. Именно такими мы и представляли, жителей когда-то советской, но такой западной Прибалтики. А его музыка сумела достучаться до сердец людей самых разных национальностей и стать неотъемлемой частью нашей культуры. Он зажигал юных звезд и давал новый виток славы уже состоявшимся. Сегодня исполнилось 85 лет композитору Раймонду Паулсу.

Он родился в бедной латышской семье и всего в жизни добивался сам. Однажды его забраковали в музыкальной школе, а Раймонд с блеском окончил Рижскую консерваторию. Он с успехом играл как в рижских ночных клубах, а там они существовали задолго до того, как стали привычными в российских городах и выступал с серьезными произведениями на местном радио. Свои песни изначально писал на родном языке, но вскоре понял – если хочешь всесоюзного признания, нужно искать русскоязычных поэтов. Эту же мысль он потом внушал Лайме Вайкуле, которая выступала в варьете и пела по-английски. Первый хит Паулса «Листья желтые» – вольный перевод уже известной песни. Но простенький текст ничуть не испортил потрясающей мелодии и вскоре зазвучал  из каждого окна.

В 80-е годы началось его сотрудничество с поэтом Ильей Резником и Аллой Пугачевой. Есть мнение, что именно Паулс написал для примадонны лучшие песни. А их совместные появления на новогодних огоньках породили массу слухов. И хотя в то время не было желтой прессы, о взаимоотношениях певицы и маэстро не говорил только ленивый. К тому же единственная жена Паулса Лана всегда оставалась за кадром. А композиции «Миллион алых роз», «Без меня тебе любимый мой», и, конечно, «Маэстро» до сих у всех на слуху.

Вскоре Раймонд Паулс вывел на сцену Лайму Вайкуле с песней «Еще не вечер». А потом специально для нее написал совместный дуэт с Валерием Леонтьевым «Вернисаж», и опять породил всевозможные слухи. Элегантная, нездешняя Лайма отличалась от всех на эстраде и мгновенно заняла свою нишу. А еще он создал детский ансамбль «Кукушечка» и песня «Золотая свадьба» стала неотъемлемым атрибутом юбилеев по этому поводу.

Раймонд Паулс придумал конкурс молодых исполнителей «Юрмала», давший дорогу множеству популярных певцов, в их числе Александр Малинин и Азиза. А после распада СССР сумел его возродить, однако по политическим причинам от хорошей идеи отказались. Но это не помешало маэстро писать для совершенно разных исполнителей. Он по-прежнему играет на рояле, не признавая компьютерную музыку. А в своем доме на берегу Балтийского моря все делает сам. И больше всего на свете не любит бездельничать.

Юлия Конкина